Гвинее как эпидемическая патология под названием vailala madness. Индуктор болезни дрожит,
испытывает тревогу, его движения носят автоматический характер, иногда он застывает.
Именно так в последнее время возникли Белое Братство и виссарионизм. Последняя эпидемия
связана с именем Марины Мамонтовой (Цвигун), которая называла себя Марией Дэви Христос, и
Юрием Кривоноговым, именуемым Юоанном Свами. Ю. Кривоногов, кандидат технических наук,
кибернетик, технику модификации сознания с применением элементов гипноза приписывают именно
ему. По другим данным, М. Цвигун в период родов был введен калипсол и она пережила нечто вроде
онейроидного эпизода, который и явился основанием последующей религиозной интерпретации. Белое
Братство развернуло невиданную пропагандистскую компанию, которая охватила наиболее
значительные города Украины, с целью предупреждения о конце света, который должен был состояться
14 ноября 1993 года, на эту же дату было назначено самосожжение членов Братства. Финансы Братства
складывались из добровольных взносов членов, которые отдавали в его фонд все свои средства. В
листовки Братства, наряду с предупреждением о конце света и утверждением мессианской роли Марии,
включались политические и даже экономические оценки страны, состояние которой было очень
тяжелым. В результате изоляции группы было задержано около 700 ее членов, 60 из них в день
предполагаемого «конца» собрались на Софиевской площади в Киеве. При расследовании деятельности
Братства было изъято около 30 тонн литературы.
Апокалипсические эпидемии, сопровождаемые индукцией и мессианством, отмечались также 28
октября 1992 года под руководством пастора Ли Янг Лин, в декабре 1993 года под началом
миссионерской церкви Дэйвера. В это же время 200 тысяч членов секты Дами ожидали конца света на
стадионе в Сеуле (Южная Корея).
Однако будущее парафренных и индуцированных переживаний состоит не только в спонтанном
возникновении мессианства, а в техниках повышения значимости Я. В настоящее время большинство
психотехник в психотерапии направлено на укрепление Я, его восстановление и коррекцию, но вполне
возможно, что их будущее состоит в структурном образовании уникального и значимого Я, которое
всегда окрашено элементом величия, по крайней мере в состоянии вдохновения. Часть
психотерапевтов и рефлексотерапевтов ранее и теперь бессознательно использовали и используют
все элементы мессианства.
Диагностика
Диагноз основан на следующих критериях:
1. Бред у доминантного лица чаще шизофренический, бред реципиента обычно исчезает при
разлучении.
2. Один, два и более лиц разделяют бред и бредовую систему, поддерживают друг друга в этом
убеждении.
3. У индуктора и реципиента тесные взаимоотношения (семейные, территориальные,
религиозные).
4. Есть сведения об индуцировании бреда реципиенту путем контакта с индуктором.
5. Возможны индуцированные галлюцинации.
Дифференциальная диагностика
Индуцированное бредовое расстройство следует дифференцировать с обычной психологической
индукцией, как нормативным поведением.
В частности, индуктор может быть простым сензитивом, первым услышавшим запах газа,
который пока остальными не ощущается. Его информация индуцирует реципиентов, но она должна
объективно проверяться. Это касается также идей преследования, реформаторства. Сложнее обстоит
дело с религиозной индукцией. Так называемое «объективное» суждение здесь может быть принято
лишь при очевидно нелепых утверждениях, которые не включены в конкретный, характерный для
данной религии традиционный контекст.
Терапия
Разделение индуктора и реципиентов в последующем сопровождается по отношению к ним
различной тактикой. Индуктора следует лечить как пациента с бредом, реципиент после утраты
доминантного лица чувствует собственную покинутость и духовную пустоту. Это требует
продолжительной реабилитации и психотерапии зависимости. Многое в этой терапии сходно с
|