Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 351 
Next page End  

Позднее овладение разговорной речью (в сравнении с возрастными нормами).
Задержка развития речи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, нарушениями
межперсональных связей, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Не существует яркого
отличия от вариантов нормы, важно клиническое суждение с опорой на основные
нейропсихологические критерии и возрастные нормы, с учетом тяжести течения, сопутствующих
проблем.
Дифференциальная диагностика
Проводят с умственной отсталостью
при данном диагнозе задержка речевого развития
находится в соответствии с общим уровнем когнитивного функционирования и является частью общего
отставания умственного развития или общей задержки развития. Расстройства развития речи следует
отличать от вторичных расстройств вследствие глухоты или некоторых других специфических
неврологических нарушений. Тяжелая глухота в раннем детстве всегда ведет к задержке и искажению
речевого развития, но расстройства речи в данном случае являются следствием повреждения слуха.
Терапия
Наиболее предпочтительно сочетание речевой терапии, психотерапии и симптоматического
медикаментозного лечения, как при всех формах умственной отсталости. Обычно используется
«семейный подход» к лечению (то есть решение проблем ребенка посредством воздействия на семью).
При лечении речевых нарушений используются методики интенсивной нейрофизиологической
реабилитации В.И. Козявкина, акупунктура, лазеротерапия и полимодальное стимуляционное
воздействие на рефлексогенные зоны и на речевые зоны коры головного мозга.
При медикаментозном лечении речевых расстройств предпочтительны ноотропы (пирацетам,
пантогам, аминалон, энцефабол, оксибрал).
При нарушениях двигательных речевых и когнитивных функций эффективен церебролизин,
особенно в случаях гибели нейронов. Препарат аминокислотного ряда — когитум в большей степени
стимулирует церебральные и нейросенсорные процессы. Целесообразно использование и вазоактивных
средств (кавинтон, циннаризин, теоникол, никотиновая кислота) или фезама (содержащего пирацетам и
циннаризин). Для лечения кортикальных дисфункций, включая нарушения памяти и речи, используется
рекогнан (цитиколин, нихолин). При спастических формах расстройств оправдано назначение
препаратов, снижающих мышечный тонус (мидокалм, миэлостан, сирдалуд), и препаратов магния.
Специфическое расстройство артикуляции речи (F80.0)
Характеризуется частым и повторяющимся нарушением звуков речи. Использование ребенком
звуков ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту — то есть приобретение ребенком
звуков речи, либо задержано, либо отклоняется, приводя к дизартикуляции с трудностями в понимании
его речи, пропускам, заменам, искажениям речевых звуков, изменениям в зависимости от их сочетания
(то говорит правильно, то нет). Большинство речевых звуков приобретается к 6—7 годам, к 11 годам все
звуки должны быть приобретены.
В большинстве случаев невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы.
Этиология и патогенез
Причина расстройств развития артикуляции неизвестна. Предположительно, в основе нарушения
речи лежит задержка развития или созревания нейрональных связей и неврологических процессов, а не
органическая дисфункция. Высокий процент детей с данным расстройством, у которых многие
родственники страдают сходными расстройствами, указывает на генетический компонент. При данном
расстройстве нет тонкой дифференциации моторных кинестетических поз языка, неба, губ; мозговая
основа — активность постцентральных отделов левого полушария головного мозга.
Распространенность
Частота расстройств развития артикуляции установлена у 10% детей младше 8 лет и у 5% детей
старше 8 лет. Это расстройство встречается в 2—3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Клиника
Существенной особенностью является дефект артикуляции, с устойчивой неспособностью
применять в соответствии с ожидаемым уровнем развития звуки речи, включая пропуски, замены и
Hosted by uCoz