Первоначально Kanner полагал, что умственные способности у детей с аутизмом нормальны.
Однако около 40% детей с аутизмом имеют IQ ниже 55 (тяжелая умственная отсталость); 30% от 50
до 70 (легкая отсталость) и около 30% имеют показатели выше 70. У некоторых детей обнаруживаются
способности в какой-либо определенной сфере деятельности «осколки функций», несмотря на
снижение других интеллектуальных функций.
Диагностика
Критерии:
1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех
пор, пока они не становятся болезненными;
3) недостаточность коммуникативного использования речи;
4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
5) страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества» по Kanner);
6) непосредственные и отставленные эхолалии («грамофонная попугайная речь» по Kanner);
7) зарержка развития «Я»;
8) стереотипные игры с неигровыми предметами;
9) клиническое проявление симптоматики не позднее 23 лет.
При использовании этих критериев важно:
а) не расширять содержание;
б) строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации
наличия тех или иных симптомов;
в) учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов;
г) принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми
создает условия для социальной депривации, ведущей к симптомам вторичных задержек развития и
компенсаторных образований.
Дифференциальная диагностика
Неполные синдромы встречаются чаще. Их необходимо отличать от психозов детского возраста,
аутистической психопатии Аспергера. Детская шизофрения редко встречается в возрасте до 7 лет. Она
сопровождается галлюцинациями или бредом, судорожные припадки встречаются крайне редко,
умственная отсталость не типична.
Следует исключать расстройства слуха. Аутистичные дети редко лепечут, в то время как у
глухих детей отмечается относительно нормальное лепетание до 1 года. Аудиограмма и вызванные
потенциалы указывают на значительную потерю слуха у глухих детей.
Расстройство развития речи отличается от аутизма тем, что ребенок адекватно реагирует на
людей и способен к невербальному общению.
Умственная отсталость должна дифференцироваться с детским аутизмом, так как около 40
70% аутистичных детей страдают умеренной или выраженной умственной отсталостью. Основные
отличающие особенности: 1) умственно отсталые дети обычно относятся к взрослым и другим детям в
соответствии со своим возрастом; 2) они используют речь, которой владеют в той или иной степени для
общения с другими; 3) у них имеет место относительно ровный профиль задержки без «осколков»
усиленных функций; 4) у ребенка с детским аутизмом речь поражается сильнее, чем другие способности.
Дезинтегративный (регрессивный) психоз (липоидоз, лейкодистрофия или болезнь Геллера)
обычно начинается в возрасте от 3 до 5 лет. Заболевание начинается после периода нормального
развития и прогрессирует в течение нескольких месяцев с развитием нарушений интеллекта, всех сфер
поведения со стереотипиями и манерностью. Прогноз неблагоприятный.
Терапия
Включает в себя три направления:
1. Лечение нарушений поведения.
2. Медико-психолого-педагогическая коррекция.
3. Семейная терапия.
Необходима разноплановость, разносторонность и комплексность лечебно-реабилитационных
мероприятий с единством биологических и психологических методов. Медико-педагогическая и
|