Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 351 
Next page End  

развитию заикания вследствие стрессогенных факторов.
2. Теории начала (включают теорию срыва, теорию потребностей и теорию антиципации).
3. Теория научения основана на объяснении принципов природы подкрепления.
4. Кибернетическая теория (речь — автоматический процесс по типу обратной связи. Заикание
объясняется срывом обратной связи).
5. Теория изменения функционального состояния мозга. Заикание является следствием неполной
специализации и латерализации языковых функций.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически
наследуемым неврологическим расстройством.
Распространенность
Заиканием страдает от 5 до 8% детей. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у
девочек. У мальчиков оно более устойчиво.
Клиника
Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев имеется два острых
периода — между 2—4 и 5—7 годами. Оно обычно развивается в течение нескольких недель или
месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов, которые являются началом
предложения. По мере прогрессирования расстройства повторения становятся все более частыми с
заиканием на более важных словах и фразах. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении,
разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставится при
продолжительности расстройства не менее 3 месяцев.
Клонико-тоническое заикание (нарушены ритм, темп, плавность речи) в виде повторения
начальных звуков или слогов (логоклония), в начале речи клонические судороги с переходом в
тонические.
Тонико-клоническое заикание характеризуется нарушением ритма, плавности речи в виде
запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания,
сопутствующими речи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.
В течении заикания выделяют:
1 фаза — дошкольный период. Расстройство появляется эпизодически с длительными периодами
нормальной речи. После такого периода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заикание
отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить.
2 фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хронический характер с очень
небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток.
Заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий.
3 фаза наступает после 8—9 лет и длится до подросткового возраста. Заикание возникает или
усиливается только в определенных ситуациях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону
и др.). Некоторые слова и звуки являются более трудными, чем остальные.
4 фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Выражен страх перед заиканием.
Типичными являются подмена слов и приступы многословия. Такие дети избегают ситуаций,
требующих речевого общения.
Течение заикания обычно хроническое, с периодами частичных ремиссий. От 50 до 80 % детей с
заиканием, особенно в легких случаях, выздоравливают.
Осложнения расстройства включают снижение успеваемости в школе из-за стеснительности,
страха речевых нарушений; ограничения в выборе профессии. Для страдающих хроническим заиканием
типичны фрустрация, тревога, депрессия.
Дифференциальная диагностика
Спастическая дисфония является расстройством речи, подобным заиканию, но отличается
наличием патологического паттерна дыхания.
Нечеткость речи в отличие от заикания характеризуется беспорядочными и дизритмичными
речевыми паттернами в виде быстрых и резких вспышек слов и фраз. При нечеткости речи отсутствует
осознание своего недостатка, тогда как заикающиеся остро ощущают свои нарушения речи.
Терапия
Включает несколько направлений. Наиболее типично — отвлечение внимания, внушение и
Hosted by uCoz