развитию заикания вследствие стрессогенных факторов.
2. Теории начала (включают теорию срыва, теорию потребностей и теорию антиципации).
3. Теория научения основана на объяснении принципов природы подкрепления.
4. Кибернетическая теория (речь автоматический процесс по типу обратной связи. Заикание
объясняется срывом обратной связи).
5. Теория изменения функционального состояния мозга. Заикание является следствием неполной
специализации и латерализации языковых функций.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически
наследуемым неврологическим расстройством.
Распространенность
Заиканием страдает от 5 до 8% детей. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у
девочек. У мальчиков оно более устойчиво.
Клиника
Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев имеется два острых
периода между 24 и 57 годами. Оно обычно развивается в течение нескольких недель или
месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов, которые являются началом
предложения. По мере прогрессирования расстройства повторения становятся все более частыми с
заиканием на более важных словах и фразах. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении,
разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставится при
продолжительности расстройства не менее 3 месяцев.
Клонико-тоническое заикание (нарушены ритм, темп, плавность речи) в виде повторения
начальных звуков или слогов (логоклония), в начале речи клонические судороги с переходом в
тонические.
Тонико-клоническое заикание характеризуется нарушением ритма, плавности речи в виде
запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания,
сопутствующими речи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.
В течении заикания выделяют:
1 фаза дошкольный период. Расстройство появляется эпизодически с длительными периодами
нормальной речи. После такого периода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заикание
отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить.
2 фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хронический характер с очень
небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток.
Заикание касается основных частей речи существительных, глаголов, прилагательных и наречий.
3 фаза наступает после 89 лет и длится до подросткового возраста. Заикание возникает или
усиливается только в определенных ситуациях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону
и др.). Некоторые слова и звуки являются более трудными, чем остальные.
4 фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Выражен страх перед заиканием.
Типичными являются подмена слов и приступы многословия. Такие дети избегают ситуаций,
требующих речевого общения.
Течение заикания обычно хроническое, с периодами частичных ремиссий. От 50 до 80 % детей с
заиканием, особенно в легких случаях, выздоравливают.
Осложнения расстройства включают снижение успеваемости в школе из-за стеснительности,
страха речевых нарушений; ограничения в выборе профессии. Для страдающих хроническим заиканием
типичны фрустрация, тревога, депрессия.
Дифференциальная диагностика
Спастическая дисфония является расстройством речи, подобным заиканию, но отличается
наличием патологического паттерна дыхания.
Нечеткость речи в отличие от заикания характеризуется беспорядочными и дизритмичными
речевыми паттернами в виде быстрых и резких вспышек слов и фраз. При нечеткости речи отсутствует
осознание своего недостатка, тогда как заикающиеся остро ощущают свои нарушения речи.
Терапия
Включает несколько направлений. Наиболее типично отвлечение внимания, внушение и
|