исследований, и глубокое его изучение позволяет приблизиться к пониманию особенностей личности
пациента, сущности субъективной картины психопатологических переживаний, правильно поставить
диагноз.
3.2.1. Общие принципы речевой диагностики
Целостное представление о речи дает клинико-лингвистическая диагностика, представляющая
единство клинико-психопатологического подхода с лингвистическим анализом, включающим
психосемантический, паралингвистический, психолингвистический, прагматический и синтаксический
аспекты. Выделенные дополнительные диагностические критерии оценки речи способствуют более
полной и точной диагностике, облегчают проведение дифференциальной диагностики и полезны при
общении с пациентом, когда визуальный контакт невозможен, например, в телефонной беседе или при
переписке.
3.2.2. Психосемантика речи
Семантический (смысловой) аспект анализа речи предполагает изучение рассказа пациента о
его прошлом (анамнеза), о жалобах и переживаниях, о семье и отношениях с другими людьми.
Указанные сведения получают при использовании набора стандартных, хорошо известных психиатрам
вопросов, специальных опросников, глоссариев.
Особое внимание следует уделять субъективной семантике болезненных переживаний
индивидуальному смыслу возникающих изменений как в структуре самосознания пациента, так и в
системе его отношений с миром. Субъективные семантики можно оценить по лексико-семантическим
категориям: выбору определенных слов для отражения действительности, характеризующих
эмоциональное и прагматическое отношение к ней пациента, преобладание в речи определенных
лексико-семантических групп (частей речи существительных, прилагательных, глаголов).
Психосемантический анализ речи позволяет выявить феномен алекситимии
особый
коммуникативный стиль больных, характеризующийся затруднением вербального выражения чувств и
болезненных переживаний. Алекситимия наблюдается при невротических, соматоформных,
личностных расстройствах (шизоидные, шизотипические, пограничные, зависимые).
Учитывая, что речь отражает процессы мышления, изучение ее у пациентов позволяет выявить
детально как формальные, так и расстройства мышления по содержанию, различные типы афазий.
3.2.3. Паралингвистика речи
Паралингвистика изучает невербальные (просодические) факторы речевой коммуникации,
которые участвуют в передаче информации, несут определенную семантическую нагрузку
экстралингвистическую информацию.
В первые минуты общения с пациентами психиатр имеет возможность оценить социально-
биологические характеристики речи обследуемого: возраст, пол, социальный статус (и их соответствие
внешнему облику и поведению), диалект, акцент; пространственные характеристики (местоположение
говорящего по отношению к слушателю, его перемещение); медицинские состояние здоровья в целом,
как физического, так и психического, состояние речевой системы и голосового аппарата
(фониатрический аспект). Далее детально изучаются отдельные паралингвистические характеристики в
их единстве, так как только полная картина просодических особенностей речи в их динамике позволяет
формировать диагностические суждения. Приводим описание исследуемых паралингвистических
параметров, характеристики их изменений при психопатологических расстройствах, их
диагностическую значимость.
Темп речи
Характеризует скорость протекания психических процессов и определяется количеством слов,
произнесенных в единицу времени (1 мин). За нормальный темп речи на основании изучения
психически здоровых лиц нами принят показатель 60100 слов/мин.
|