выражено при кататоническом, гебефреническом синдромах, органических поражениях головного мозга,
характерно для тревожных расстройств.
Прерывистость речи
наличие артикуляционных перерывов в потоке речи, без
синтаксической обоснованности. Наиболее часто встречается при состояниях возбуждения, тревоги,
логоневрозах.
Паузы
наличие перерывов в ходе сообщения (как синтаксически обоснованных, так и без
семантической наполненности). Оценивается продолжительность пауз: короткие до 3 с, средние
37 с, длинные более 7 с. Важен учет семантики участка высказывания, в котором выявлена пауза,
так как последняя может подчеркивать субъективную значимость переживаний, их эмоциональную
насыщенность. Наличие пауз может служить косвенным указателем на депрессию, шперрунги,
диссимуляцию переживаний. Необходимо по контексту высказывания выявить семантику пауз, так как
иногда молчание красноречиво и емко передает те или иные аспекты переживаний.
Характер заполнения пауз
наличие вдохов и выдохов, их продолжительность короткие до 3 с, длинные более 3 с;
характер с глоточным сжатием (акт дыхания при сомкнутых голосовых связках с особым
акустическим феноменом), что является дополнительными характеристиками аффективной сферы;
наличие покашливаний, нечленораздельных звуков, звуков без словесного оформления,
назализации (rhinolalia), междометий. Являются стигмами микроорганического поражения головного
мозга, характеризуют личность пациента, его эмоциональную сферу;
смех с указанием степени вокализации (беззвучный, хохот и т.п.) и адекватности контексту
высказывания;
плач с указанием степени вокализации (беззвучный, всхлипывание, рыдание, стоны) и
адекватности.
Характер звучания речи
продолжительность (депрессии, органические расстройства, неврозы);
сдавленность (тревожные расстройства, диссимуляция, бредовые расстройства);
неразборчивость и слитность (возбуждение, органические расстройства, интоксикации);
интенсификация гласных (депрессии, бредовые расстройства), согласных звуков (органическая
патология, логоневрозы).
Дикция
четкость и правильность артикуляции и синтагмирования (синтаксическая
правильность речи).
Необходимо выделять следующие нарушения:
дисфонемия нарушение воспроизведения отдельных звуков (фонем);
дисфразия расстройства произношения отдельных слов и/ или их частей;
диспрозодия
расстройство сферы акцентов, неправильность ударений, синтаксическое
несоответствие.
Наблюдается при афазиях, органических поражениях, умственной отсталости, в клинике
шизофрении, при интоксикациях.
Интонация
характеристика речи, объединяющая в себе взаимосвязь особенностей динамики
спектральных и амплитудно-временных характеристик в тесной связи с семантикой высказывания.
Уточняет эмоциональное отношение пациента к высказываемому, расставляет необходимые акценты,
структурирует высказывание, создавая иерархию мотивов, кристаллизует субъективную семантику.
Модальность семантическое выражение субъективного восприятия просодических
характеристик в их единстве, определенное в форме эмоционального состояния: напряженность,
неуверенность, беспокойство, беспомощность, безнадежность, раздражение, разочарование, сомнения,
безразличие и т. д.
3.2.4. Психолингвистический аспект изучения речи
Психолингвистическая диагностика
изучение характера и особенностей речевого
высказывания в зависимости от особенностей психопатологической симптоматики. В грамматиках
языка различают два уровня организации высказывания: поверхностные и глубинные грамматические
|