Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 351 
Next page End  

металлизированные порошки, которые связать с некой компьютерной системой, позволяющей создать
гигантскую антенну. Целый ряд психопатологических проектов хотя и презентируют паралогические
идеи, однако вполне могут быть осуществлены в некоторых деталях в будущем.
3.3. Экспериментально-психологические методы исследования
3.3.1. Патопсихологические методы исследования
Патопсихологическое исследование включает в себя: беседу с больным, эксперимент,
наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза,
сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под экспериментами в
современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для
моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности.
Основными задачами исследования в клинической психологии является обнаружение изменений
отдельных психических функций и выявление (выделение) патопсихологических синдромов.
Под патопсихологическим синдромом понимают патогенетически взаимообусловленную и
взаимосвязанную общность симптомов, признаков психических расстройств, к ним также относят
совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической
деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. В патопсихологическом синдроме
отражаются нарушения различных уровней функционирования центральной нервной системы. На
основании патопсихологических синдромов оцениваются особенности структуры и протекания
психических процессов, приводящих к клиническим проявлениям — психопатологическим синдромам.
3.3.2. Методики оценки психических функций
Внимание таблицы Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину, методика Мюнсберга,
пробы на переключение, отсчитывание.
Память тест десяти слов, метод пиктограмм, тест «оперативная память».
Восприятие сенсорная возбудимость, пробы Ашафенбурга, Рейхарда, Литмана.
Мышление
тесты на классификацию, исключения, силлогизмы, аналогии, обобщение,
выделение существенных признаков; ассоциативный эксперимент; проблема Эверье; пиктограмма; тест
дискриминации свойств понятий.
Эмоции тест Спилберга, шкалы тревоги Тейлора, Норакидзе, опросник САН, метод цветовых
выборов Люшера.
Интеллект тест Равена, тест Векслера, вербальный тест Айзенка.
Исследование нарушений внимания
Для выявления расстройств внимания наиболее часто используются патопсихологические
методики оценки внимания по таблицам Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину. Пробы на
переключение используются для изучения подвижности психических процессов, установления степени
сохранности словарного запаса и т.д.
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном
порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как
правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд четыре-пять
неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог
регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой
таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40—50 с)
времени, затраченного на указывайте и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных
показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
Hosted by uCoz