Патопсихологические методики оценивают аффективные нарушения. На определение степени
выраженности тревоги направлена шкала Спилбергера, депрессии Бека, Гамильтона.
Проективный «цветовой тест Люшера» используется для оценки эмоциональных нарушений. Он
представляет собой набор карточек разного цвета (обычно используется восьмицветный тест).
Обследуемому предлагают расположить их по мере снижения симпатии к цвету: на первое место
поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее «самый неприятный».
Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры,
характеризующие индивидуально-психологические особенности человека. Символика цвета уходит
корнями в истоки существования человека на земле и связана с эмоциональной оценкой явлений
природы (солнца, плодов, ночи, крови).
Люшер выделил четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре
дополнительных (фиолетовый, коричневый, черный, серый), а также отметил, что постановка цвета на
первое место указывает на цветовые ассоциации с основным способом действия, на второе с целью,
к которой человек стремится, на третье и четвертое с эмоциональной оценкой истинного положения
вещей, на пятое и шестое с невостребованными в данный момент резервами, на последние места с
подавленными потребностями. В аффективной сфере синий цвет ассоциируется с крайней
чувствительностью человека, повышенной тревожностью и вследствие этого с потребностью в
эмоциональном комфорте, покое. Зеленый цвет указывает на повышенную чувствительность человека к
оценке его со стороны окружающих, к критике. Красный демонстрирует жизнерадостность,
оптимистичность и раскованность чувств. Желтый
эмотивность и экзальтированность,
нетерпеливость, неустойчивость и отсутствие глубины переживаний, а также эмоциональную
незрелость. Выбор фиолетового цвета как наиболее приятного может трактоваться как эмоциональная
неустойчивость, напряженность. Коричневый цвет отражает тревожность с соматическими
эквивалентами; черный агрессивность, озлобленность, дисфорию; серый усталость, безразличие.
На основании метода цветовых выборов Люшера (МЦВ) возможна оценка уровня тревожности и
стресса. Этот показатель высчитывается на основании перераспределения основных и дополнительных
цветов в ряду предпочтительных выборов. Считается, что перемещение основного цвета на 6, 7 или 8
позиций, так же как перемещение дополнительного цвета на 1, 2 или 3 позиции, указывает на
имеющийся стресс. Баллы начисляются так: для основных за 8-ю позицию 3 балла, за 7-ю 2, за
6-ю 1, для дополнительных за 1-ю 3, за 2-ю 2, за 3-ю 1. Максимальное количество баллов,
указывающих на уровень стресса, 12. Кроме того, оценивается динамика стресса: нарастание в случае
большего количества баллов во втором выборе цветов, убывание или отсутствие нарастания при
обратных соотношениях.
Патопсихологическая оценка нарушений сознания и воли не является определяющей в
диагностическом процессе.
Исследование индивидуально-психологических особенностей
Исследование индивидуально-психологических особенностей человека предполагает изучение
свойств темперамента, характерологических черт и особенностей личности.
Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI) позволяет уточнить
личностные особенности пациентов с психическими нарушениями. Он позволяет анализировать
индивидуальные тенденции и психопатологические переживания. Опросник состоит из трех
оценочных и десяти клинических шкал. Каждая шкала способна выявить как психологические
особенности, так и психопатологические симптомы и синдромы. Условной границей является уровень
70 Т.
Первая клиническая шкала (невротического сверхконтроля/ипохондричности) позволяет
уточнять склонность к контролю своих эмоций, ориентацию в поведении на традиции,
общепризнанные нормы, гиперсоциальность установок. При превышении уровня 70 Т шкала указывает
на фиксированность внимания человека на внутренних ощущениях, склонность к преувеличению
тяжести своего состояния, ипохондричность.
|