личности являются результатом преимущественно генетических причин, которые проявляются под
воздействием воспитания, однако среди них существуют маргинальные личности, которые используют
свои личностные черты достаточно успешно в конкретную историческую эпоху. Развитие расстройств
личности и их вырастание из детского возраста проявляется в следующей последовательности: реакция
как первое проявление дисгармонии личности, далее развитие, когда расстройства личности
отчетливо выражаются во взаимодействии с другими людьми. И, наконец расстройство личности,
которое может быть компенсированным или декомпенсированным. Расстройство личности обычно
становится отчетливым в возрасте после 16 лет. Существуют достаточно типичные и устойчивые
расстройства личности, характерные для слепых и глухих, глухонемых, а также для лиц, находившихся в
длительном тюремном заключении, перенесших опыт тяжелого насилия или страдания. Например, для
глухонемых характерно легкое образование бредоподобных идей, а для лиц, находившихся в условиях
заключения, базисная недоверчивость и эксплозивность.
Аномалии личности имею тенденцию накапливаться в семьях, и это повышает риск развития
психозов в следующем поколении. Социальные условия могут способствовать декомпенсации скрытых
расстройств личности или провоцировать ее декомпенсацию. В возрасте после 55 лет, под влиянием
экономического стресса и инволюционных изменений, расстройства личности иногда проявляются
более ярко, чем в среднем возрасте. Для этого периода характерен особый «пенсионный синдром»,
который проявляется в утрате перспектив, сужении крута контактов, повышенном интересе к
собственному здоровью, тревожностью и беспомощностью.
6.3. Расстройства восприятия и воображения
Определения
Восприятие есть субъективное психическое отражение предметов и явлений, оно складывается
из ощущений, формирования образа, его дополнения воображением. Различают следующие группы
патологических изменений восприятия: иллюзии, галлюцинации (истинные и псевдогаллюцинации),
психосенсорные расстройства, агнозии. Феномены экстрасенсорной перцепции и психосенсорные
расстройства представляют собой особые группы расстройств, включающие нарушения восприятия,
воображения и сознания. Психосенсорные расстройства включают деперсонализацию и дереализацию.
К патологии воображения относится патологическое фантазирование.
История вопроса, норма и эволюция
Процесс восприятия складывается из элементарных ощущений, которые синтезируются в образ
объекта или явления, отличающийся предметностью, то есть конкретностью, целостностью,
константностью и категориальностью, которая выражается в способности относить воспринимаемый
объект к определенному классу предметов. Основные свойства восприятия наиболее полно описаны
основоположником гештальт-психологии М. Wertheimer. Им же описаны значение соотношения
восприятия фигуры и фона. Наибольший вклад в исследование восприятия внесла психофизика (законы
Weber Fechner Stivens), которая изучила связь между порогом ощущения и силой стимула, а также
процессы адаптации восприятия. Основоположником исследований физиологии восприятия считается
Н. Helmholtz. Выделяется визуальное восприятие, мозговая рецепция которого ассоциирована с
сетчаткой; аудиальное, связанное с кортиевым органом; ольфакторное с ольфакторным эпителием;
вкусовое вкусовые клетки; тактильное с кожными рецепторами; кинестетическое с рецепторами
мышц, сухожилий, суставных сумок; вестибулярное с полукружными каналами; а также болевое,
которое может быть связано с любыми рецепторами при сверхсильном воздействии на них.
На уровне формировании образа происходит перекодировка перенос знаков одной сенсорной
системы в другую. Эти переносы изучает психология субъективной семантики, основоположником
которой в нашей стране являлась Е.Ю. Артемьева. Переносы заметны по тому, что мы, например, можем
ассоциировать форму с цветом, запахом, тактильные ощущения с вкусом или звуком и так далее,
подобные переносы называются невербально-невербальными.
При ограничении сенсорных стимулов депривации даже у психически здоровых лиц через
24 часа наблюдаются следующие расстройства. Сначала возникают страх, паника, снижение
|