Глава седьмая Красивые тексты.
"Красивые" тексты описывают переживания и страдания женщины, оказавшейся в
необычных обстоятельствах. В них большое внимание уделяется внешнему выражению
эмоциональных переживаний.
Они близки "веселым" текстам тем, что в них тоже большое количество действующих
лиц и обилие диалогов. Но если в "веселых" текстах герои преуспевают, не успевая переживать
и волноваться, то в "красивых" текстах речь идет преимущественно о страданиях и унижениях, о
частой смене настроения героини. В них много "красочных описаний" (Самарин 1984, 443)
необычных и нередко драматических событий, происходящих, в основном, с героиней.
Само название этим текстам дано нами скорее от существительного "красивость" (чисто
внешняя красота, украшения с притязаниями на красоту - Ожегов, Шведова 1993, 310), нежели
от слова "красота". В английском языке этому соответствует не beautiful, a
beauteous
(Белянин
1995).
Пример такого стиля приводит Л.Н.Толстой в статье "Что такое искусство?". Он
рассказывает о том, как некая "не умная, но цивилизованная дама" читала ему сочиненный ею
роман. "В романе, - пишет он, - дело начиналось с того, что героиня в поэтическом лесу у воды в
поэтической белой одежде, с поэтическими распущенными волосами (sic! - В.Б.), читала стихи.
Дело происходит в России, и вдруг из-за кустов появляется герой в шляпе с пером a la Guillaume
Tell
(так и было написано) и с двумя сопутствующими ему поэтическими белыми собаками.
Автору казалось, что все это очень поэтично" (Толстой 1985, 209).
Комментируя это высказывание писателя, Л.С.Выготский пишет, что, даже если бы
роман был написан художественно, если бы автор смогла нас "заставить почувствовать белую
собаку и распущенные волосы, и шляпу с пером ... тем нестерпимо пошлее был бы роман"
(Выготский 1987, 62).
По мнению Толстого, одним из приемов такого "подобия искусства" (Толстой 1985, 208)
состоит в том, чтобы описать "до малейших подробностей внешний вид, лица, одежды, жесты,
звуки, помещения действующих лиц со всеми случайностями, которые случаются в жизни" (там
же, 210). Другой прием - это "воздействие на внешние чувства, то, что называется
поразительностью, эффективностью (По-видимому, имеется в виду эффектность см.там же,
2П.-В.Б.)"(тамже).
Еще один прием, свойственный такой литературе, это "занимательность", состоящая в в
романе описывается египетская или римская жизнь, или жизнь приказчиков большого магазина"
(там же, 211).
Толстой указывает и возможный результат восприятия таких текстов: "читатель
заинтересован и этот интерес принимает за художественное впечатление" (там же).
7.1. Истероидная акцентуация
Обращение к психиатрической литературе показывает, что психической основой
эмоционально-смысловой доминанты "красивых" текстов является демонстративность
(истероидность), которая базируется на таком психопатологическом отклонении личности, как
истерия,
Явление истерии исследовали многие психологи и психиатры (Ж.М.Шарко, П.Жане,
Э.Кречмер, З.Фрейд). Причем истероидность включали в самые разнообразные систематики
психопатий (Личко 1983, 321), называя либо просто истерией (Портнов, Федотов 1971, 363-365;
ТестММР!; опросникХ.Смишека),либоистероиднои психопатией (Жариков и др. 1989, 321;
Справочник 1981, 142). Карвасарский же относит истерию к неврозам (Карвасарский 1980, 129-
140). Леонгард утверждает, что это форма акцентуации и называет таких лиц и истерическими, и
демонстративными личностями (Леонгард 1981, 40-61). В теории И.П.Павлова истерической
личности соответствует художественный тип (Якубик 1982, 151), который отличается слабым
|