стремления представлять совершенные личностью действия в выгодном свете, приписывая себе
несвойствен ные достоинства и положительные качества или просто придумывая эффектные
события, где рассказчик играет главную, зачастую героическую роль (Жариков и др. 1989, 321).
Как отмечают исследователи, "одной из распространенных особенностей характера при
истерии является склонность к фантазерству, измышлениям" (Портнов, Федотов 1971, 363). К
истероидным личностям близки псевдологии и патологические лгуны (Ганнушкин 1984, 273-
275), которые обладают "с одной стороны,... чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой
фантазией, а с другой - выраженными моральными дефектами" (там же, 273). К числу таких лиц
исследователи относят писателя Карла Мея, утверждавшего, что он лично знаком с персонажем
своих произведений - Чингачгуком.
ptf|
В этой связи не будет неожиданным наблюдение, согласно которому
?
истеро
-идные лица предпочитают род деятельности, связанный с "миром
искусства" Театр, кино, оперетта, моды, дизайн привлекают к себе именно
таких людей. Возможность упомянуть о своем знакомстве со "знаменитостью"
доставляет им огром ное удовольствие.
В одежде истероидной особы много украшений (крупные бусы, клипсы,
банты, повязки на голове, яркие ленты), они носят броскую одежду даже в
пожилом возрасге, отдавая предпочтение белому цвету.
У мужчин средством обратить на себя внимание может быть мундштук,
папиросы, курительная трубка с табаком в кисете (вместо сигареты), цепочки
или кулон, трость с резьбой, яркий пиджак, значок и т п. Нередко они носят усы
и шляпу. Нижняя губа увеличена, походка шаркающая, говорят преувеличенно громко.
В речи лиц с истероидной акцентуацией преобладает не столько содержание, сколько
форма. Они постоянно перебивают собеседника, словно не терпя конкуренции. Задаваемые
вопросы переходят в монолог. Вмешиваясь в разговор, они сами при этом не умеют связно
изложить собственный взгляд на ту или иную проблему, поскольку, во-первых, мыслят по
ассоциациям, во-вторых, как правило, этот собственный взгляд у них отсутствует. Если же
собственная позиция и есть, то носит она парадоксальный, эпатажныи характер и
сопровождается обвинениями и оскорблениями в адрес несогласных. Оценка собеседника у
таких лиц часто проходит по внешним признакам (отсутствие волос, юный либо, наоборот,
пожилой возраст, одежда, национальность). В целом оценка поступков подменяется
обсуждением лиц, их совершивших.
Эпатажность мужчин проявляется также в беседах на скабрезные темы, с пошлостями и
грубостями, которые говорятся с достаточно серьезным видом. По функции их речь
представляет собой вызов, оскорбление, провокацию скандала. При этом обзывая других, такой
человек уверен, что оскорблен именно он.
Обилие жестов и телодвижений сопровождается особой интонацией, она прерывистая, с
подъемом на каждом слове (особенно у женщин).
Следует отметить как характерную черту - смех истероидной личности. Он резкий,
взрывной, хриплый. Достаточно часто он сопровождает собственную шутку.
У истероидов нередко в речи возникают паузы и останавливается взгляд после
сказанного: они словно ожидают эффекта, который должны были произвести их слова.
Говоря об особенностях жизненного пути, можно отметить, что истероидная личность
описывает свою жизнь как полную унижений, измен партнера по браку, обид со стороны
соседей, притеснений и неудач. Желание представить свою жизнь как унизительную связано с
когнитивной установкой истероидной личности. Она двупланова, с одной стороны: "Я хочу
быть в центре внимания": с другой стороны' "меня презирают".
Практически все описанные особенности поведения истероидной личности проявляются
в литературных текстах, которые мы называем "красивыми".
|