schoenberg Schoenberg SChoenberg SCHoenberg SCHOenberg SCHOEnberg SCHOENberg
SCHOENBerg SCHOENBErg SCHOENBERg SCHOENBERG (Johu Shakley) Или
[?FN
(Pedro Xisto "a logogram. ZEN", там же, 327)
А вот как мысль о возможности свободного обращения со словом представлена в
известном диалоге Шалтая Болтая:
-
Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал
Шалтаи презрительно.
-
Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса.
-
Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай.
-Вот в чем вопрос!
(Кэррол "Алиса в Зазеркалье")
Вяч. Иванов, рассматривая процесс усвоения речи ребенком, пишет, что "на раннем этапе
усвоения родного языка ребенок еще не знает значений подавляющего большинства слов, но
быстро выучивается их свободному грамматическому соединению" (Иванов 1978, 45).
Исследователь полагает, что в сказку "Алиса в стране чудес" Кэррола подобные "грамматически
правильные, но неосмысленные тексты" проникли именно под влиянием детской речи. Вслед за
этим Иванов пишет, что сходными оказываются и высказывания при некоторых формах
нарушения мышления, в частности, шизофрении (там же).
Приведем еще один пример из сказки Л.Кэррола:
Варькалось Хливкие шорькч Пырялись по паве И хрюкотали зечюкч. Как мюмзикч в
мове
("Алиса в Зазеркалье")
Дальше следует комментарий, объясняющий, что, к примеру, хливкие - это хлипкие и
ловкие, а шорьки это помесь хорька, ящерицы и штопора (там же). "Понимаешь, говорит
Шалтаи Алисе, ~ это слово (хливкие В.Б.), как бумажник. Раскроешь, а там два отделения!
Так и тут - это слово раскладывается на два" (там же).
Трудно не увидеть аналогии между отмеченными лингвистическими особенностями
"сложных" текстов и упоминаемыми состоя-ниями сознания при шизоидной акцентуации.
Глава девятая Тема и стиль
Построенная типология позволяет увидеть соответствие темы произведения и его
психологического стиля.
Примем определение темы как "воспроизведения тех явлений, к художественному
познанию которых стремится автор" (Тимофеев 1971, 40). Представляя собой "материальное
(Stoff) и идейное (Problem) содержание произведения" (Шор 1927, 133), тема порой неразрывно
связана со своим воплощением, с определенной эмоционально-смысловой доминантой.
В рамках нашей типологии существует определенная связь типа текста с наиболее часто
описываемой ими темой:
"светлые" тексты описывают, как правило, природу, посвящены религии;
"активные" - политику, борьбу за идеалы, нравственные проблемы;
"веселые" - путешествия и приключения; по жанрам это музыкальные комедии и марши;
"красивые" - необычные события, происходящие с героиней;
жанры мелодрамы и оперетты;
|