типов отношения к миру, чем в их противоборстве.
Выготский рассматривал стрекозу как "истинную героиню неболь шого рассказа"
(Выготский 1987, 120), отмечая особую роль хорея, появляющегося в басне при ее описании. Он
приводит следующее высказывание одного из литературоведов: "Благодаря
этим хореям сами стихи как бы прыгают, прекрасно изображая
попрыгунью-стрекозу" (там же) При всей существующей двойственности
описанной ситуации победителем из конфликта выходит муравей, не
признающий безделья (" Ты все пела7 Это дело. Так пойди же, попляши").
Следует, однако, отметить психоло гическую недостоверность
приписы ваемой стрекозе злой тоски, невозмож ной для героя "красивого"
текста, но часто встречающейся у персонажей "простых" ("темных") текстов
Все сказанное позволяет причислить рассмотренную басню к "смешанному"
типу текста. Сделаем краткий обзор наиболее часто встречающихся
разновидностей "смешанных"
типов текстов.
10.1. Светло-печальные
Среди текстов с доминирующим "светлым" началом отметим "светло-печальные".
К ним следует отнести некоторые японские танка и хокку Созданные в рамках
неевропейской культуры, они, возможно, свя заны с иными личностными особенностями, чем
те, о которых пишут европейские исследователи. Тем не менее, поскольку они известны и
европейским читателям, мы полагаем возможным их типологизацию по эмоционально-
смысловой доминанте.
Ах. в этом бренно и мире
Итог всегда один
Едва раскрылись сакуры бутоны
И вот уже цветы
Устлали землю
Здесь явно присутствует и 'благоговение перед природой' (характеризующее "светлые"
тексты), и мысли о смерти (характерные для "печатаных" текстов).
"Светлая" повесть Баха завершается смертью ("Чайка по имени Джонатан Ливингстон")
Программное произведение известного распространителя дзен-буддизма в Европе Т Судзуки
"Zen
and
the
Art
of
Motorcycle
Maintenance" также может быть отнесено к "светло-печальным"
Оно близко "печальным" в той части, где описывается подготовка к путешествию на мотоцикле,
а не само путешествие' Описание же того, как герой повести учит детей писать сочинения на
основе их собственного видения мира, сближает его со "светлыми".
К "светло-печальным" мы относим и "Обломова" (Гончаров) В этом романе превалируют
лексические элементы, характерные для "светлых" текстов.
Она (Олъта - В Б ) одевала излияния сердца в те краски, какими горело ее воображение в
настоящий момент, и веровала, что они верны природе, и спешила в невинном и
бессознательном кокетстве явиться в прекрасном уборе перед глазами своего друга Он (Илья
Ильич - В Б ) веровал еще больше в эти волшебные звуки, в обаятельный свет и спешил
предстать пред ней во всеоружии страсти, показать ей весь блеск и всю силу огня, который
пожирал его душу. Они не лгали ни перед собой, ни друг другу: они выдавали то, что говорило
сердце".
В мировоззрении Обломова есть "благоговение перед жизнью".
"Он чувствовал, что в нем зарыто какое-то хорошее, светлое начало "; "Сколько бы ни
ошибался он в людях, страдало его сердце, но ни разу не пошатнулось основание добра и веры в
них Он втайне поклонялся чистоте женщины и т д.
Однако образу главного героя сопутствует 'неспособность к действию', соотносимая нами
|