Типичный светлый текст
В качестве примера переходного текста от "светлого" к "активному" приведем начало
романа Ю.Трифонова "Обмен".
"В июле мать Дмитриева Ксения Федоровна тяжело заболела, и ее отвезли в Боткинскую,
где она пролежала двенадцать дней с подозрением на самое худшее. В сентябре сделали
операцию, худшее подтвердилось, но Ксения Федоровна, считавшая, что у нее язвенная болезнь,
почувствовала улучшение, стала вскоре ходить, и в октябре ее отправили домой, пополневшую и
твердо уверенную в том, что дело идет на поправку Вот именно тогда, когда Ксения Федоровна
вернулась из больницы, жена Дмитриева затеяла обмен: решила срочно съезжаться со
свекровью, жившей одиноко в хорошей, двадцатиметровой комнате на Профсоюзной улице.
Разговоры о том, чтобы соединиться с матерью, Дмитриев начинал и сам. делал это не
раз. Но это было давно, во времена, когда отношения Лены с Ксенией Федоровной еще не
отчеканились в формы такой окостеневшей и прочной вражды, что произошло теперь, после
четырнадцати лет супружеской жизни Дмитриева. Всегда он наталкивался на твердое
сопротивление Лены, и с годами идея стала являться все реже. И то лишь в минуты
раздражения. Она превратилась в портативное и удобное, всегда при себе, оружие для мелких
семейных стычек. Когда Дмитриеву хотелось за что-то уколоть Лену, обвинить ее в эгоизме или
в черствости, он говорил: "Вот поэтому ты и с матерью моей не хочешь жить". Когда же
потребность съязвить или надавить на больное возникала у Лены, она говорила: "Вот поэтому и
я с матерью твоей жить не могу и никогда не стану, потому что ты вылитая она, а с меня
хватит одного тебя."
Он упрямо пытался сводить, мирить, селил вместе на даче, однажды купил обеим
путевки на Рижское взморье, но ничего путного из всего этого не выходило. Какая-то преграда
стояла между двумя женщинами, и преодолеть ее они не могли. Почему так было, он не
понимал, хотя раньше задумывался часто. Почему две интеллигентные, всеми уважаемые
женщины ..., горячо любившие Дмитриева, тоже хорошего человека, и его дочь Наташку,
упорно лелеяли в себе твердевшую с годами взаимную неприязнь ?
Мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. ... И успокоился на той истине,
что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил.
Поэтому, когда Лена вдруг заговорила об обмене с Марковичами .... Дмитриев испугался. Кто
такие Маркушевичи? Откуда она их взяла? Двухкомнатная квартира на Малой Грузинской. Он
понял тайную и простую мысль Лены, от этого понимания испуг проник в его сердце, и он
побледнел, сник, не мог поднять глаз на Лену."
Сюжет романа разворачивается вокруг попытки жены лирического героя съехаться с его
больной раком матерью, чтобы в результате увеличить жилплощадь, и, тем самым, поступить
нечестно, аморально.
Подчеркнутые в тексте слова могут быть разбиты на следующие группы: 'я' (Дмитриев,
хороший человек}, 'близкие люди' (мать, жена Лена); 'единство' (соединить, мириться); 'вражда'
(вражда, сопротивление, стычки, перепалки, озлобление, преграда, неприязнь, обвинить,
оружие); 'зло' (эгоизм, черствость); 'идея' (идея, истина, в жизни, ценного); 'обман' (обмен ), с
подозрением, уверенную, затеяла, тайную мысль, испуг проник в сердце, не мог поднять глаза).
Группировка лексических смыслов вокруг тем 'единство' и 'борьба' является ядром
эмоционально-смысловой доминанты "активных" текстов и в рамках предлагаемой нами
концепции может быть объяснено следующим образом: в основе их концепта находится
паранойяльная акцентуация. Рассмотрим ее сущность.
3.2. ПАРАНОЙЯЛЬНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ
Паранойяльная акцентуация характера личности - это повышенная подозрительность и
болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию,
непринятие мнения другого и, как следствие, высокая конфликтность (Психология 1990, 16).
|