3.4. Особенности активных текстов
"Активные" тексты - это такие тексты, которые описывают борьбу положительного
персонажа и его единомышленников с противостоящими силами.
Стиль "активных" текстов энергичный, динамичный и местами резкий.
Содержание эмоционально-смысловой доминанты "активных" текстов связано с тем, что
все события (реальные или вымышленные) описываются как борьба честного человека,
любящего свою родину и объединившего вокруг себя друзей, с людьми нечестными, которые
предали идеалы добра, честности и справедливости.
В "активном" тексте герой, обладающий рядом достоинств, пытается реализовать свои
идеи, которые представляются ему чрезвычайно ценными и важными для всех членов общества.
Он организовывает вокруг себя единомышленников, друзей, помощников, которые верят в его
идею, в его бескорыстие и честность. Враги же, по его мнению, это - злые, подлые, коварные
люди, которые не только мешают ему, но и часто пользуются его наивностью, доверчивостью и
неосведомленностью во многих темных и грязных делах, которые творятся вокруг него.
В "активных" текстах возможны два финала. Первый -"победа добра над злом" и
развенчивание врагов и предателей. Другим возможным финалом активных текстов является
смерть главного героя от рук организованных в систему убийц.
Эта эмоционально-смысловая доминанта реализована в большом количестве детективов.
Вот, к примеру, как начинается приключенческий роман З.Каменковича и Ч Хачатуряна "Его
уже не ждали":
"Из темноты, в клубах белого пара, словно разъяренный буйвол, преследуемый роем
оводов, под высокую стеклянную аркаду ворвался локомотив. ... Из открытого окна вагона
второго класса настороженно выглянул Кузьма Гай". В аннотации к этому роману сказано, что
это произведение о людях, "чья жизнь полна тревог и опасностей, о самоотверженной борьбе,
любви и верности". Даже локомотив в этом произведении - это разъяренный буйвол,
преследуемый роем оводов. Все пронизано идеей борьбы, движения, активности. Героев
преследуют за их убеждения и предают те, кто притворялся верными друзьями. "Роман
максимально реалистичен и политизирован. Все эпитеты, метафоры и сравнения подчинены
именно этой, "активной" доминанте, в основе которой лежит паранойяльная акцентуация.
На мотиве подозрения всех действующих лиц в совершении убийства построены многие
детективы А.Кристи ("Десять негритят", "Убийство в восточном экспрессе", "Азбука убийств").
Детектив Р.Макдоналда с характерным названием "Вокруг одни враги", где лейтмотивом
звучат слова о предательстве и изменах, о совести и порядочности, начинается так:
"Как всегда ранним утром, машин на Сепульведе было немного. Когда и миновал по
шоссе нижний перевал, из-за синих гор ... поднялось плюющее огнем солнце. Минуту, другую,
пока не начался обычный день, все выглядело таким новым, свежим, вызывающим чувство
благоговения, словно только что сотворенный мир".
Как отмечает литературный критик, главные черты героя - частного детектива Арчера -
"предельная честность и бескорыстие" (Анджапаридзе 1987, 13).
Счастье в соответствии с эмоционально-смысловой доминанте "активного" текста
заключается в служении идее, в борьбе за счастье. Смерть героя "активного" текста - это, с
одной стороны, победа зла над добром, но, с другой стороны, это символ для тех, кто будет
продолжать борьбу за правое дело борца, погибшего от руки злодея.
Прошлое в "активном" тексте является чередованием светлых и темных периодов, в нем
много несправедливости. В настоящем - борьба. Будущее представляется светлым и
справедливым.
В качестве "активного" текста показателен роман Э.Л.Войнич "Овод". В нем две
доминанты (в том числе "темная"), но преобладает доминанта "активного" текста.
Здесь две параллельно развивающиеся темы - политика и религия. Обе они характерны
|