Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 151 
Next page End  

Исследователи давно обращают внимание на то, что обыденному сознанию свойственна
не столько научная картина мира, сколько некоторая "модель мира", "образ мира",
"миросозерцание", "мировосприятие", "мировидение", "миропредставление".
Психолингвистика, являясь наукой о производстве и восприятии речи, ориентирована
также преимущественно на исследование того, как речевой материал воспринимается "рядовым"
носителем языка, какие образы формируются в его сознании.
Результаты   исследований   показывают,   что   научный   анализ   текстов   значительно
и
и
*-*
отличается от  анализа , который проводится читателем.
В нашей работе представлен принципиально новый подход к художественному тексту. В
качестве базовых приняты следующие постулаты.
Первый постулат: за языком стоит не только система языка, но и психология. Каждый
языковой элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими
закономерностями.
Второй постулат: за разными текстами стоит разная психология. Разнообразие
психологических типов людей рождает разнообразие когнитивных структур.
Основным является третий постулат: структуры художественного текста коррелируют со
структурами акцентуированного сознания. Художественный текст в ряде случаев является
результатом порождения акцентуированного (или психопатического) сознания.
Четвертый постулат: организующим центром художественного текста предстает его
эмоционально-смысловая доминанта. Будучи ядром модели порождения текста, эмоционально-
смысловая доминанта организует семантику, морфологию, синтаксис и стиль художественного
текста.
Пятый постулат: текст- это не имманентная сущность, а элемент целой системы
"действительность - сознание - модель мира - язык - автор - текст - читатель -проекция".
Шестой постулат: Читатель имеет право на собственную интерпретацию смысла
художественного текста. Эта интерпретация зависит не только от текста, но и от
психологических особенностей читателя. Максимально адекватно читатель интерпретирует
тексты, созданные на базе близких ему как личности психологических структур.
Эти положения, сформулированные в результате многолетних исследований и
размышлений, и легли в основу данной книги. Принципиально новый подход к анализу
литературного текста основан на выявлении эмоционально-смысловой доминанты.
Художественный текст описывается в связи с акцентуированным мироощущением, лежащим в
Работа написана в парадигме психолингвистики с учетом исследований в области
герменевтики и психопоэтики. Создавая такие новые направления, как психостилистика
(Белянин 1990) и психиатрическое литературоведение (Белянин 1996), автор предполагает, что
изложенные здесь взгляды дадут возможность иначе взглянуть на литературное творчество и
произведения искусства.
Глава первая
1.1. Художественный текст как объект анализа
Объектом языкознания является слово. Однако внимание филологов всегда привлекал
текст в качестве основной единицы речевой коммуникации. В лингвистике текст определяется
как "организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно
объединяющий синтаксические единицы в некое целое" (Русская Т.2, 1982, 83). Иными словами,
в основе текста лежат языковые связи, "текст состоит из синтаксических единиц, и он должен
быть целостным.
Среди научных, публицистических и рекламных текстов, среди писем, заметок и
граффити    (как    периферийных    видов    речевой    деятельности)    особое    место    занимают
Hosted by uCoz