Исследователи давно обращают внимание на то, что обыденному сознанию свойственна
не столько научная картина мира, сколько некоторая "модель мира", "образ мира",
"миросозерцание", "мировосприятие", "мировидение", "миропредставление".
Психолингвистика, являясь наукой о производстве и восприятии речи, ориентирована
также преимущественно на исследование того, как речевой материал воспринимается "рядовым"
носителем языка, какие образы формируются в его сознании.
Результаты исследований показывают, что научный анализ текстов значительно
и
и
*-*
отличается от анализа , который проводится читателем.
В нашей работе представлен принципиально новый подход к художественному тексту. В
качестве базовых приняты следующие постулаты.
Первый постулат: за языком стоит не только система языка, но и психология. Каждый
языковой элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими
закономерностями.
Второй постулат: за разными текстами стоит разная психология. Разнообразие
психологических типов людей рождает разнообразие когнитивных структур.
Основным является третий постулат: структуры художественного текста коррелируют со
структурами акцентуированного сознания. Художественный текст в ряде случаев является
результатом порождения акцентуированного (или психопатического) сознания.
Четвертый постулат: организующим центром художественного текста предстает его
эмоционально-смысловая доминанта. Будучи ядром модели порождения текста, эмоционально-
смысловая доминанта организует семантику, морфологию, синтаксис и стиль художественного
текста.
Пятый постулат: текст- это не имманентная сущность, а элемент целой системы
"действительность - сознание - модель мира - язык - автор - текст - читатель -проекция".
Шестой постулат: Читатель имеет право на собственную интерпретацию смысла
художественного текста. Эта интерпретация зависит не только от текста, но и от
психологических особенностей читателя. Максимально адекватно читатель интерпретирует
тексты, созданные на базе близких ему как личности психологических структур.
Эти положения, сформулированные в результате многолетних исследований и
размышлений, и легли в основу данной книги. Принципиально новый подход к анализу
литературного текста основан на выявлении эмоционально-смысловой доминанты.
Художественный текст описывается в связи с акцентуированным мироощущением, лежащим в
Работа написана в парадигме психолингвистики с учетом исследований в области
герменевтики и психопоэтики. Создавая такие новые направления, как психостилистика
(Белянин 1990) и психиатрическое литературоведение (Белянин 1996), автор предполагает, что
изложенные здесь взгляды дадут возможность иначе взглянуть на литературное творчество и
произведения искусства.
Глава первая
1.1. Художественный текст как объект анализа
Объектом языкознания является слово. Однако внимание филологов всегда привлекал
текст в качестве основной единицы речевой коммуникации. В лингвистике текст определяется
как "организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно
объединяющий синтаксические единицы в некое целое" (Русская Т.2, 1982, 83). Иными словами,
в основе текста лежат языковые связи, "текст состоит из синтаксических единиц, и он должен
быть целостным.
Среди научных, публицистических и рекламных текстов, среди писем, заметок и
граффити (как периферийных видов речевой деятельности) особое место занимают
|