Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 151 
Next page End  

машинке, вязание и т.п.): организация чужой работы, секс (проституция). Возможна работа с
детьми (в планах князя Мышкина из "Идиота" Достоевского была работа по воспитанию детей,
организация клуба для них)" преподавание (как правило, "с нуля").
Психиатры считают установленным, что "нормально организованная физическая
умственная нагрузки подавляют эпилептическую активность" (Сороджишвили, Гелолз
1977,272).
Что касается творческих аспектов деятельности, то тут преобладает "вторичное"
творчество и трансляция результатов чужого умственного труда. Нередко использование чужого
сюжета, пересказ известных произведений.
По внешнему виду такие личности достаточно узнаваемы. Они либо худощавы (в том
числе лица) и у них борода клинышком (как у Ф.Дзержинского, В.Ульянова), челка на лоб, либо
коренасты (особенно женщины) и носят бороду с усами. Говорят и поют резко, с хрипотцой.
Когнитивная установка эпилептоидной личности основана на противопоставлении "я" —
человека простого, природного, делающего свое дело, и "он" - умного и потому опасного.
Справедливости ради необходимо упомянуть, что в современных американских
психиатрических кодификаторах расстройств поведения и психики эпилептоидность включена в
класс органических психических и неврологических расстройств (Carson
1988, 450) и не
считается психиатрическим заболеванием в полном смысле этого слова. Это, однако, не меняет
кардинально сути дела, если говорить о "темных" текстах.
4.3. Психолингвистические особенности "темных" текстов
Героями "темных" текстов, как правило, являются люди так называемых опасных
профессий. Это пограничники и разведчики (В.Богомолов "Момент истины"); солдаты
(БЛавренев "Сорок первый") и достаточно часто моряки (Вс.Вишневский "Оптимистическая
трагедия"; В.Пикуль "Моонзунд").
Действия в "темных" текстах происходят, как правило, в суровых природных условиях -
на море, на корабле (Ю.Крымов "Танкер "Дербент"), в тылу у врага (В.Тельпугов
"Парашютисты"), в шахте, на севере, в замкнутом пространстве одной комнаты (пьеса П.Шено
"Будьте здоровы"), космического корабля (М.Пухов "Семя зла")1 или психиатрической
лечебницы (К.Кизи "Полет над гнездом кукушки"2; W.Blatty "The Exorsist") и т.п.
Тем самым, "темные" тексты описывают действия простого человека в трудных
условиях.
_____________________________________________________________________
Это произведение в Московском клубе любителей фонтастики (КЛФ) (где моими
учителями были В.Гопман и М.Ковальчук, писавший под псевдонимом Вл. Гаков) считалось в
80-е гг образцом антифантастики. Частично это было связано с неприятием идеологических
установок в отборе для публикаций научной фантастики издательством "Молодая гвардия",
именовавшейся в КЛФ "белой (т.е. антисоветской и, тем самым, антигуманистической - В.Б.)
молодой гвардией".
Кинематографическая версия романа "One Fiew over Cocoo's Nest" известно в России под
названием "Полет над гнездом кукушки" с Джеком Николсоном в главной роли.
"Темные" тексты достаточно часто встречаются в публицистике (например,
документальная повесть Л.Якушенко "Линия напряжения" написана сниженным языком с
обилием бранной лексики о строителях высоковольтной линии напряжения); они могут быть
также посвящены политической тематике (Ф.Нибел, Ч.Бейли "Семь дней в мае"; Л.Уайт
"Рафферти", Н.Велтистов "Ноктюрн пустоты"), что делает их близкими "активным" текстам.
"Темные" тексты существуют и в жанре научно-художественной литературы. В центре их
находится описание конкретных, приносящих пользу действий. Примером могут служить книги
для детей Б.Житкова ("Очерки") и А.Маркуши ("А.Б.В...", "А я сам...")', "Мужчинам до 16").
Много "темных" текстов среди произведений о животных (Э.Сетон-Томпсон "Рассказы о
Hosted by uCoz