раскрытии нечеловеческих замыслов врагов, которые оказываются извергами, изуверами. В
этом случае борьба может идти не на жизнь, а на смерть.
Приведем пример такой "злобной" характеристики из газетного очерка об одном из
организаторов фашистских концлагерей: "Изощренный убийца с университетским
образованием, доктор общественно-политических наук, христианского вероисповедания"
(Тарасенко "Набатный зов" 1985). Обратим здесь внимание лишь на эмоциональный тон
характеристики, на языковые средства ее выражения, которая несет большой заряд
язвительности и злости.
При всей парадоксальности нижеследующего утверждения приходится сказать, что образ
'умного и опасного' в рамках эпилептоидного мироощущения близок образу дьявола, сатаны,
черта. В любом случае в "темных" текстах речь нередко идет о грехе человека (примерами могут
служить брошюры против СПИДА) и о его искуплении (В.П.Блетти "Экзорцист"; Д.Зальтцер
"Знамение' и другой инфернальной тематике (К.Кастанеда "Дверь в иные миры")".
Характерно, что "неожиданное наступление припадков, ... вызывающих впечатление
какого-то постороннего, чужого для личности воздействия в прежние времена, - пишет
Д.Е.Мелехов, - давало основание расценивать эти приступы (эпилепсии - В.Б.) как результат
вмешательства злой силы, одержимости бесами" (Мелехов 1992, 74).
Нередко деятельность злого умника связана с порошком: у Достоевского в "Двойнике"
врач-немец дает какой-то порошок настоящему Голядкину, после чего у того появляется
двойник; Урфин Джюс у А.Волкова также пользуется порошком, чтобы оживить деревянных
солдат-зомби.
Особым типом отрицательного героя является герой-красавец. Он красив, но развратен,
за его красотой и непорочной внешностью скрывается такая бездна зла, которую только можно
представить.
Таков герой упоминавшегося выше "Знамения" (Зальтцер), который является дьяволом в
образе ребенка. Таков герой О.Уайлда Дориан Грей ("Портрет Дориана Грея"). Он очень красив,
самовлюблен. Лорд Генри заражает Дориана ядом цинизма и развращает его книгой, где
красивыми словами и сложными фразами оправдывается разврат. Продав душу дьяволу, Дориан
Грей обретает вечную молодость и красоту. Он становится причиной смерти чистой Сибиллы
Вэйн, убивает своего друга Бэзила Холлуорда, но это не отражается на его физическом облике -
следы порока остаются только на его портрете. Но он все-таки наказан. Дориан Грей встречает в
деревне простую невежественную девушку, обладающую всем тем, что он утратил, и решает
покончить со своим прошлым - он пронзает ножом свой роковой портрет - но убивает себя. Так
реализуется идея того, что "развратник должен быть наказан".
'Промежуточный' персонаж
В "темных" текстах может присутствовать, кроме положительного и отрицательного
героев, и "промежуточный" герой, которого мы назвали так, поскольку он занимает несколько
неопределенное положение между ними. Он выполняет, как минимум, две функции.
1
В кинематографическом варианте - "Омен".
2
О том, что содержание зрительных галлюцинаций при эпилепсии может быть
"мистическим (борьба добра и зла, ангелов и дьяволов и т.д.)" см. справочник 1985, 110.
1 ак, промежуточный герои может быть проводником идеи зла, может быть марионеткой,
которой манипулирует злой гений, и таким образом также нести зло.
Примерами таких персонажей являются спутники главного героя упоминавшейся
мистической повести Зальтцера "Знамение" - гувернантка, помогающая ребенку столкнуть свою
мать с балкона, офицер военной школы, сообщающий мальчику-дьяволу об Откровении, где
говорится о его дьявольском предназначении.
В других случаях "промежуточный" персонаж может быть пассивным и не выделяться
как личность. Нередко таких персонажей много, и они организованы в стаю, свору, толпу. Они
|