О компоненте'падение'см ниже.
Похожи на Морлоков и Бандер-Логов и бараны с Дурацкого
острова из повести Н.Носова "Незнайка на Луне". Целыми днями
катаясь на качелях и каруселях', они из "обычных" коротышек
медленно, но верно превращаются в баранов.
Близки к ним и пролы, в которых Уинстон - герой романа
Д.Оруэлла "1984" писал: "Тяжелый физический труд, заботы о доме
и детях, мелкие свары с соседями, кино, футбол, пиво и, главное -
азартные игры - вот и все, что вмещается в их кругозор. Управлять
ими несложно.
В фантастическом рассказе С.Гансовского "День гнева""
тоже есть некие существа (отарки), ставшие мутантами в результате научного эксперимента,
которые загнаны в особые резервации и поедают своих мертвых сородичей, не знают своей
истории, имеют короткую память, желают навязать свои мысли другим, но при этом владеют
устным счетом.
Очевидно, что и йеху (Д.Свифт "Путешествия Гулливера") - эти "грязные, эгоистические,
с животными инстинктами человекообразные существа" (Детская 1985, 146) - в
противопоставлении жителям идеальной страны гуингнмов - попадают в эту же группу.
Любопытно, что животные (обезьяны) противопоставляются одичавшим людям как более умные
в антиутопии "Планета обезьян" П.Буля.
В повести Ч.Айтматова "Буранный полустанок: И дольше века длится день..." также есть
существа, которые выполняют функцию противопоставления человеку. Это манкурты, не
помнящие своего прошлого, превращенные жуаньжуанами в чучело прежнего человека.
Очевидно, такую же роль выполняет Полиграф Полиграфонич Шариков - результат
эксперимента профессора (sic! - В. Б.) Преображенского (М.Булгаков "Собачье сердце").
Иными словами, приведенные здесь характеристики оказываются достаточно типичными
для построения многих, на первый взгляд разных, художественных текстов4.
1
Об ощущениях, схожих с теми, которые возникают при этом, см ниже
2
Этот достаточно известный в свое время любителям фантастики рассказ
экранизирован российскими кинематографистами. В 1992 г издан сборник научно-
фантостических произведений под этим же названием.
3
Счет является эквивалентом абстрактного мышления в "темном тексте".
4
В современном кинематографе этот архетип психического плана (недочеловеки)
реплизуется в теме зомби - оживленных мертвецов ("Dead
Policemen", "Robocop").
Как пишет В Я.Пропп, "аналогия здесь слишком велика, чтобы быть случайной"
[Пропп 1986,267)
Двойник
В "темных" текстах у главного героя нередко имеется двойник. Не рассматривая
проблему "двойника" в ее полном объеме (alter
ego, романтический двойник и т.д.), отметим
только те ее стороны, которые явно просматриваются в "темных" текстах. Здесь двойник
выполняет две функции:
1. Во-первых, двойник является помощником положительного персонажа или даже
выступает с ним в одной роли.
Таковы Сашка и Колька из повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая". Братья-
близнецы очень похожи друг на друга, чем постоянно сбивают с толку окружающих. Такую же
функцию выполняет и двойник изобретателя Гарина (А.Толстой "Гиперболоид инженера
Гарина"), спасающий его от разъяренной толпы, желающей смерти опасного для человечества
инженера. Для того, чтобы не быть убитым, делает себе восковую фигуру Шерлок Холмс,
|