Очевидно, однако, что данный подход более адекватен при анализе информационно-логических
текстов, чем художественных.
Понимание художественного текста как отражения субъективного мира его автора
присуще таким направлениям, как экспериментальная эстетика (Г.Фехнер, Т.Липпс) и эстетика
гештальта (Г.Айзенк, Р.Анхейм), а также концепция эмоционального формализма (К.Пратт,
Р.Портер).
В последние годы появились исследования в области физиологии сенсорных систем.
Описание когнитивных компонентов психофизиологии восприятия в рамках нейроэстетики
(Beuty
1988) позволяет проанализировать эстетические переживания в их связи с
биологическими факторами. Утверждается, что прекрасное (гармоничное, приятное и т.п.)
является результатом не только наложения социо-культурных, национальных или исторических
эталонов, но и проявлением универсальной деятельности мозга.
Таким образом, появилась тенденция рассматривать текст не как высшую единицу языка,
а как высшую единицу человеческого мышления (Новиков А.И. 1983, 19-33). И за интересом к
тексту скрывается интерес к проблемам речевого сознания, представляющего собой внутренний
процесс планирования и регуляции внешней деятельности с помощью языковых знаков (Тарасов
1992).
За интересом к тексту просматривается и интерес к проблеме языковой личности,
поскольку "нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его
творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности" (Караулов 1987.
8). Познать языковую личность можно прежде всего через текст, поскольку "за каждым текстом
стоит языковая личность, владеющая системой языка" (там же, 27).
Представления о языковой личности близки психолингвистическому подходу к языку и
речи. Подход к речи как к результату речемыслительной деятельности человека позволяет
психолингвистике рассматривать текст как феномен речевой деятельности человека, как способ
отражения действительности в речевом сознании автора с помощью элементов системы языка.
А.А.Потебня, анализируя басню, писал: "Басня есть один из способов познания
житейских отношений, характера человека, одним словом, всего, что относится к нравственной
стороне жизни людей" (Потебня 1894, 73). Очевидно, сказанное можно отнести вообще к
любому художественному произведению. Если в межличностном общении люди не всегда могут
сказать, что они думают, и тем более не все, что они думают (Holtgraves
1999), то в
художественном тексте свободы для проявления личности больше.
Описание внутреннего мира человека, мира людей и отношения человека к миру (миру
природы, человека, вещей, культуры - Левин 1966) - сверхзадача художественного текста. Здесь
совершенно верным является высказанное Г.В.Степановым положение о том, что
художественный текст представляет собой не только отражение действительности, но и
выражение средствами естественного языка человеческого отношения к миру (Степанов 1974).
Это согласуется с позицией и других исследователей. Так, Л.С.Выготский писал: "Везде -
в фонетике, в морфологии, в лексике и семантике, даже в ритмике, метрике и музыке - за
грамматическими и формальными категориями скрываются психологические" (Выготский 1956,
334).
Исходя из сказанного, многоплановыми представляются и функции художественного
текста. Он выступает в качестве и основной единицы коммуникации, и способа хранения и
передачи информации, и формы существования культуры, и продукта определенной
исторической эпохи, и отражения жизни индивида и т.п. Именно это создает основы для
множественности описаний текста и для его многочисленных определений (Гальперин 1981;
Каменская 1990; Красных 1998; Леонтьев 1979; Лосев 1994; Николаева 1978; Реферовская 1983:
Сорокин 1985; Торсуева 1986 и др.).
Важным постулатом психолингвистики, идущим от Л.В.Щербы, является утверждение о
том, что "текст не существует вне его создания или восприятия" (Леонтьев 1969, 15). Подход к
|