доминанты, отнюдь не направлен на "уничтожение искусства", но предполагает обнаружение
таких типологических особенностей текста, на которых не акцентируется внимание других
исследователей.
Глава пятая "Печальные" тексты
В "печальных" текстах герой молод, полон надежд, но умирает, либо стар и беден и
вспоминает свою молодость Они лиричные по стилю и нередко написаны в поэтических жанрах
Основная идея, выраженная в "печальном" тексте состоит в том, чтобы дорожить каждым
прожитым днем, любить жизнь, несмотря на то, что она тяжела и изнурительна. Смерть
показывается тут как избавление от страдания, она сладка.
Для героя "печального" текста все в прошлом, которое прекрасно (только "воспоминание
приносит успокоение, возвращая минувшие дни, полные радости" - Дж.Байрон "Детские
воспоминания") Но в прошлом сделано много ошибок и поэтому в настоящем - страдания и
чувство вины за прошлое. В будущем - одиночество, холод, смерть
Автор "печального" текста всем содержанием произведения словно просит пожалеть
своего героя, войти в его положение Он словно надеется на мягкость, снисходительность и
сочувствие
5.1.
Типичный "печальный" текст
В качестве примера типичного "печального" текста приведем пьесу Т Уайлдера "Наш
городок".
Пьеса построена целиком на мотиве неизбежности и сладости смерти Она начинается с
того, что автор сообщает о смерти всех обитателей городка, жизнь в котором он описывает
Главная героиня - красивая девушка - умирает. На кладбище, в могиле, она узнает о
возможности вернуться в мир живых Другие мертвые отговаривают ее от этого шага, но она
стремится туда, возвращается в один из дней своего прошлого, видит себя молодой, веселой и
возвращается в могилу с еще большей тяжестью на сердце.
Другим типичным примером "печальных" текстов является миниатюра И С Тургенева из
"Стихотворений в прозе под названием "Повесить его". В ней описывается, как смирного
денщика Егора хотят повесить по подозрению в не совершенном им воровстве двух кур. Он
реагирует так:
Тут он совсем помертвел - и только два раза с трудом воскликнул "Батюшки' Батюшки' А
потом вполголоса "Видит Бог, не я!" . Я был в отчаянии "Егор! Егор!- кричал я, - как же ты это
ничего не сказал генералу'" "Видит Бог, не я, повторил, всхлипывая, бедняк".
В психодиагностических работах о лицах с диагнозом "депрессия" говорится следующее.
"Видя причину всех бед в самих себе, в собственной неполноценности и "греховности", они
считают бессмысленным бороться, сопротивляться, не способны ни к какой действенной
инициативе. Они покорно склоняют голову под ударами судьбы, отличаются бессловесностью и
долготерпением" (Мельников, Ямпольский 1985, 226).
Психолингвистический анализ показывает, что депрессивность проявляется, в частности,
в творчестве таких русских писателей, как Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Бунин Иными
словами, большая часть русской классической литературы оказывается "печальной" на
основании сходства вербализованной в них картины мира с мироощущение депрессивной
личности (Белянин 1996).
Рассмотрим сущность депрессивной акцентуации.
5.2.
Депрессивная акцентуация
Выделяя среди заболеваний психопатического круга депрессию, Ганнушкин называет
людей, подверженных депрессии, "конституционально-депрессивными" личностями
(Ганнушкин 1984, 252-254). При этом он отмечает, что "в чистом виде эта группа
|