Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 151 
Next page End  

может вылезти из норы (Милн "Винни-Пух и все-все-все"). Постоянно подчеркивается, что
Чичиков не страдает отсутствием аппетита (Гоголь "Мертвые души"). Все свои истории барон
Мюнхгаузен рассказывает за столом. Здесь нет того экзистенциального голода, который
присутствует в "темных" текстах, есть просто повышенный аппетит.
В психиатрии отмечается, что при депрессии "пропадает совершенно желание есть.
Первым признаком начинающегося улучшения нередко бывает появление аппетита и
прибавление в весе" (Гиляровский 1954, 390). Именно прибавление в весе, созданное в рамках
доминанты автора, и помешало Винни-Пуху вылезти из норы.
Эрудиция
Герой "веселого" текста эрудирован и обладает всевозможными умениями. Так,
"образован и начитан" (Яновская 1969, 104) Остап Бендер, "его речь пестрит литературными
именами и цитатами" (там же, 96), начитан и пушкинский Евгений Онегин ("Мы все учились
понемногу чему-нибудь и как-нибудь").
Не случайно и то, что общительный герой "веселого" текста знает много языков.
Показательным в этом отношении является утверждение героини Хмелевской:
"Насчет языков у меня были свои соображения. Французский, как известно, я знала, по-
итальянски худо-бедно могла объясниться, латынь немного помнила, так что все (sic\
- В. Б.)
романские языки могли представлять для моих похитителей определенную опасность (т.к
героиня могла бы понимать их переговоры - В.Б.). Славянские .. отпали в полуфинале (героиня -
полька по национальности - В.Б.). Мое длительное пребывание в Дании позволяло предполагать
некоторое знакомство со скандинавскими языками (а их, как известно, пять - В. Б.), на
английском я хоть и не очень хорошо, но говорила. •'. с немецким языком дело обстояло так:
говорить на нем я не умела, но понимала почти все .
(Хмелевская "Что сказал покойник")
Такое возможно лишь в мечтах очень самоуверенного человека.
Мания величия
Героя "веселого" текста часто принимают за более значительную персону, чем он
является на самом деле.
Например, постоянно выдает себя за другого человека Остап-Су-лейман-Берта-Мария
Бендер (Ильф, Петров "Двенадцать стульев". "Золотой теленок"); принимают за ревизора
простого чиновника Хлестакова (Гоголь "Ревизор"); ходят слухи о том, что Чичиков - это
Наполеон ("Мертвые души"). "Лучший в мире специалист по паровым машинам ", "лучший в
мире рисовальщик петухов", "лучший в мире мастер на всевозможные проказы " и даже "лучшее
в мире приведение — это Карлсон, который живет на крыше" (Линдгрен "Малыш..."). Самым
Лучшим Медведем во Всем Мире называет Винни-Пуха Кристофер Робин (Милн "Винни-
Пух...").
И для этого семантического компонента можно найти черты в поведенческой
симптоматике маниакального синдрома: "Типичны идеи переоценки - происхождения,
общественного положения, своей личности, способностей и достижений, в выраженных случаях
возникают бредовые идеи величия" (Практический 1981, 89) П.Б.Ганнушкин отмечал, что для
конституционально-возбудимых психопатов характерна "склонность ко лжи и хвастовству,
связывающейся обыкновенно с чрезмерно развитым воображением и проявляющейся в
фантастических измышлениях о своем высоком положении и о никогда в действительности не
совершавшихся подвигах, л иной раз - просто в рассчитанных на создание сенсации выдумках о
каких-нибудь небывало грандиозных событиях..." (Ганнушкин 1984, 255). О "переоценке
собственной личности и ее значимости для окружающих" пишут и другие исследователи этого
вида психопатии (Пулатов, Никифоров 1983, 146).
Hosted by uCoz