ограничения, порицания, угрозы и физические наказания). Далеко не всегда установка на тот или иной
тип дисциплины в семье реализуется на практике, что отражено во фразе матери: «Я всю жизни
приучала его к режиму, а он стремился его нарушать». Нереализация установок родителей происходит
вследствие их тревожной мнительности и невротического состояния, непоследовательности и
конфликтов в семье.
Контроль (дисциплина) делится на ограничивающий (строгая дисциплина в семье),
разрешающий и средний (сочетание строгости и разрешений). Чрезмерный контроль или строгая
дисциплина в семье выражается стремлением родителей: 1) во всем контролировать детей, проверять
каждый шаг; 2) следить за их попытками сделать что-либо по-своему; 3) ограничивать активность и
самостоятельность; 4) предписывать образ действий; 5) часто запрещать; 6) ругать за малейшие промахи
и недостатки; 7) прибегать к различным санкциям.
Подобный контроль виден на примере отношения родителей к дочери 11 лет. Эту родившуюся в
асфиксии, эмоционально чувствительную и часто болеющую девочку они решили воспитывать в
«рамках», предопределяя во всем ее образ жизни и наказывая за малейшее непослушание. По счету «раз-
два-три» она должна была немедленно выполнять приказания нетерпимых и нетерпеливых родителей,
не обращающих внимания на ее ухудшающееся состояние и все более считающих его проявлением
распущенности. Мать инженер по профессии, обладает холерическим темпераментом, твердым и
гиперсоциальным характером. Отец флегматик, как и дочь, но он хотел мальчика и, подобно матери,
всячески стремится, чтобы она была быстрой и точной в действиях, во всем исполнительной и
безупречно внимательной при приготовлении уроков. С 5 лет девочку отдали в спортивную секцию
гимнастики, где нетерпеливый, властный и строгий тренер физически наказывал ее за любую
оплошность. В результате ухудшилось зрение, появились головные боли, расстроился сон, девочка стала
заторможенной еще более «упрямой» в представлении родителей и легко устающей. Налицо была
клиника неврастении, и, хотя дочь уже освободили от занятий в школе «олимпийского», в данном
случае «невротического», резерва, нам стоило немалого труда перестроить отношение родителей и
оказать помощь больной.
Чрезмерный контроль часто распространяется на эмоциональную и двигательную активность
детей, непосредственность в выражении чувств, приготовление уроков и «свободное»
времяпрепровождение, которое в данном случае просто отсутствует. Избыток контроля наблюдается
также в отношении приема пищи и формирования навыков самообслуживания в первые годы жизни
детей. Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно подразумеваемых запретов,
когда запрещается делать что-либо без разрешения или даже выражать свои желания, что видно из
фразы бабушки, обращенной к внуку: «Нет таких слов я хочу!». Особенно много запретов, если дети (в
первую очередь мальчики) «не устраивают» взрослых своим темпераментом или характером. Но даже
тогда нет последовательной твердости, а есть главным образом повышенная принципиальность,
компенсирующая собственную недостаточность в характере родителей, их нерешенные личностные
проблемы. К тому же нередко чрезмерный контроль одного из родителей восполняется нормальным
или разрешающим контролем со стороны другого, что и является, как правило, основой конфликта по
поводу воспитания.
Разрешающий контроль представляет другую его крайность отсутствие запретов и
предписаний до степени попустительства и полной неспособности родителей совладать с чувствами
детей. Здесь нет стремления контролировать действия детей, следить за их попытками поступать по-
своему; допускаются полная активность и самостоятельность, отсутствуют порицания и наказания.
Родители во всем идут навстречу и нередко потакают неадекватным, с позиции здравого смысла,
желаниям и требованиям (капризам) детей.
Средний, обычный тип контроля сочетает как некоторую твердость родителей, не
перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную
уступчивость в отношении желаний и требований детей. Родители также более терпимы к их
недостаткам и слабостям, чем при стремлении к строгой дисциплине.
В разработанном нами опроснике «раннее развитие» шкала «строгость в обращении матери с
ребенком первых лет жизни» достоверно более выражена при неврозах, чем в норме, показывая
исходную установку матери на чрезмерный контроль в отношениях с детьми.
|