Возбудимость при неврозах чаще всего представлена раздражительной слабостью или инертным
возбуждением, когда ребенок, по словам родителей, часто ворчит, злится, будучи недовольным,
капризным и неустойчивым в настроении или не может быстро остановиться, медленно приходит в
себя, долго и безутешно плачет и расстраивается. Последнее иллюстрирует случай в школе с мальчиком
11 лет, лечившимся у нас по поводу неврастении. Однажды учительница музыки вышла из класса; все
стали весело приплясывать в такт музыке и мальчик тоже. Когда учительница внезапно вошла в класс,
все сразу затихли, но он не мог остановиться, и ему попало за всех. Возбудимость достаточно часто
проявляется выраженным чувством беспокойства и тревожности, как и общей непоседливостью,
ускоренной речью, повышенной отвлекаемостью. Возбудимость при неврозах носит избирательный
характер, проявляясь в основном в семье как наибольшем источнике психической травматизации.
Тормозимость часто является реакцией на действие запредельных раздражителей, перенести
которые ребенок не в состоянии. Другим источником будет повышенная чувствительность нервной
системы, но, в отличие от возбудимости, с большим оттенком ранимости и уязвимости как
конституциональной, так и невропатической, а также смешанной природы. Тормозимость выступает
также как следствие психических потрясений и травмирующего опыта в условиях бесконечных угроз и
чрезмерной стимуляции психофизиологических возможностей у детей с флегматическим
темпераментом, интровертированных, склонных к импрессивному выражению чувств. Тормозимость
может быть усвоена и по механизмам психологического заражения со стороны тревожно-мнительных и
нерешительных взрослых. Тормозящим эффектом будут обладать чрезмерные моральные требования,
оправдать которые ребенок не в состоянии. Тормозимость возникает, когда нужно сделать быстро то,
что ребенок с флегматическим темпераментом сделать не в состоянии без перенапряжения своих сил.
Усиливает тормозимость культивируемое родителями чувство вины, ощущение детьми своей
беспомощности и бессилия, психическая астения как результат перенапряжения имеющихся
возможностей и ресурсов.
Тормозимость проявляется замедленностью, торпидностью реакций, выраженным латентным
периодом ответа, паузами в разговоре, а также большим количеством страхов, неуверенностью в себе,
нерешительностью в действиях и поступках, избеганием трудных ситуаций. Все чаще ребенок
производит впечатление вялого, несобранного, безучастного и безразличного к требованиям родителей,
нередко «не слышит», т. е. не реагирует сразу, «копается», т. е. инертен; временами «застывает» и
«смотрит в одну точку», т. е. непроизвольно дает себе временную передышку.
Тормозимость, как и возбудимость, характерна в большей степени для определенных ситуаций.
Избирательность возбудимости и тормозимости показывает, что. несмотря на участие в их появлении
ретикулярной формации (возбудимость) и лимбических образований (тормозимость), значительная роль
принадлежит изменению нейродинамики лобного отдела коры с ее функциями контроля и
сопоставления различных стратегий поведения. Как уже отмечалось, на возбудимость оказывает
влияние холерический, а на тормозимость флегматический темперамент. В свою очередь,
возбудимость и тормозимость и сами по себе заостряют эти крайние типы темперамента, создавая
впечатление гиперактивности или гипоактивности.
Следующим патофизиологическим механизмом при неврозах будет «сшибка» процессов
возбуждения и торможения, более широко конституционально-средовые противоречия. На
интрапсихическом уровне «сшибка» результат разнонаправленных мотиваций, например желания
отдыха при уже возникшей усталости и необходимости исполнения, тем более завершения, какой-то
рутинной и неприятной работы; потребности действовать и страха и т. д. Подобные окрашенные
аффектом контрастные переживания образуют доминанты повышенной возбудимости и тормозимости,
нередко на разных уровнях функциональной организации психической деятельности мозга.
Своеобразной «сшибкой» будет и несоответствие между требованиями родителей и
психофизиологическими возможностями детей, т. е. конституционально-средовые противоречия.
В этой связи неоднократно отмечалась патогенная роль чрезмерных ограничений повышенной
психомоторной активности у детей с холерическим и избыточной стимуляции у детей с флегматическим
темпераментом. Наиболее неблагоприятная ситуация отмечается в тех случаях, когда мать с
контрастным, флегматическим темпераментом и предварительной установкой на появление девочки
имеет похожего на отца мальчика с холерическим темпераментом. О выраженном конституционально-
|