Вначале для беседы приглашается мать, а отец остается с ребенком в холле, где имеются игрушки
и детские книжки. Само ожидание приема выступает в качестве естественного эксперимента, когда
обнаруживается неумение родителей занять ребенка, наладить с ним взаимоотношения, эффективность
и непоследовательность в обращении. В процессе непродолжительной беседы с матерью удается
составить представление об основных проблемах, связанных со здоровьем ребенка и отношениями в
семье. После ее ухода в кабинет приглашается отец, который также излагает свое мнение о беспокоящих
его и других членов семьи вопросах. Беседа с отцом менее продолжительна, так как нет вопросов,
касающихся раннего анамнеза.
Поочередное выслушивание жалоб обоих родителей, как и раздельное получение от них
анамнестических сведений, имеет ряд преимуществ. Каждый из родителей вне зависимости от
отношений в семье может высказать мнение о сложившейся ситуации и раскрыть некоторые из своих
личных проблем. Таким образом, удается составить более полное представление об отношениях в семье
и об индивидуальном понимании ее проблем. Возможность свободно поделиться некоторыми из
наболевших вопросов в уверенности, что собеседник поймет и окажет помощь, имеет исключительное
значение в плане создания у родителей психотерапевтически ориентированной мотивации,
искренности и доверия в процессе последующих диагностических и психотерапевтических встреч.
После беседы с отцом проводится прием больного. Если ребенок обнаруживает страх и
беспокойство без матери, то беседа заменяется игровым контактом в ее присутствии. Затем больной
остается в холле в сопровождении медицинской сестры или один, если позволяет его возраст. В кабинет
приглашаются оба родителя, и врач высказывает свое мнение о состоянии ребенка. Цель совместной
беседы состоит в подчеркивании актуальности обращения родителей и возможности оказания
медицинской помощи ребенку при условии сотрудничества с врачом. В беседе отмечаются без
детализации взаимосвязь состояния ребенка с общей эмоциональной атмосферой семьи и
положительные стороны его личности. Не дается обещаний скорого излечения, скорее наоборот,
внимание родителей сосредоточивается на серьезности проблемы и на необходимости их активного и
непосредственного участия в процессе психотерапии. Такая постановка вопроса существенна, так как
нередко тот или иной член семьи, обычно отец, недооценивает серьезность сложившейся ситуации и
воспринимает симптомы невроза у ребенка как не заслуживающие внимания или являющиеся
проявлением баловства и отсутствия дисциплины. Вместе с тем важно успокоить родителей, нередко
чувствующих себя в безвыходном положении, и вселить в них веру в возможность постепенного
благоприятного разрешения критической ситуации в процессе совместного с врачом поиска наиболее
адекватных путей психологического контакта с ребенком, укрепления его нервной системы и раскрытия
творческого потенциала роста.
В последующем родители приводят ребенка на прием поочередно. Пока врач занимается с ним,
родитель заполняет листы личностных опросников. Среди них адаптированные в институте им. В. М.
Бехтерева опросник Айзенка, MMPI, методика «незаконченные предложения», фрустрационная
методика Розенцвейга; в ЛГУ им. А. А. Жданова опросник Кеттела, форма «С», а также ряд других
методик опросник Кеттела, форма «А»; опросник Лири; цветовая методика Люшера; опросник PARI и
др. После параллельного обследования ребенка и родителей с помощью опросников последние
поочередно приглашаются на прием для сбора диагностической информации в виде клинической
беседы или стандартизированного интервью. Во время раздельных обследований затрагиваются при
необходимости вопросы оказания психотерапевтической помощи тому или иному родителю.
Одновременное обследование детей и родителей создает лучшие условия для понимания последними
взаимосвязанного характера проблем в семье, а также предоставляет неоднократную возможность для
обсуждения интересующих вопросов и оказания индивидуальной психотерапевтической помощи.
Постановка семейного диагноза и обсуждение результатов обследования с родителями будут изложены
в главе «Семейная психотерапия». Здесь же рассмотрим непосредственные результаты обследования
семьи, которые в своей совокупности позволяют раскрыть сложный и многосторонний процесс
происхождения неврозов у детей и подростков.
Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью
|