идет на фоне общего расслабления, то происходит его ослабление (десенсибилизация). У детей
релаксация не всегда возможна, но сам принцип постепенного и опосредованного предъявления
стимулов страха нашел широкий отклик, в том числе при лечении школьных фобий, нередко связанных
со страхом отделения от матери (Duvano I., 1962; Garvey W., Hegrenes I., 1966). Описывается радикальный
поведенческий прием, обозначаемый как «погружение», когда детей помещают в окружение,
вызывающее беспокойство, и где они находятся достаточно продолжительное время, чтобы справиться
с ним (Lamontague V., 1975).
Другая модификация поведенческой терапии ставит своей целью прямое усиление желаемого
поведения посредством использования дозированных процедур поощрения, реже наказания.
Принцип подобного оперантного обусловливания предвосхищен М. Jones (1924), которая показала, что
реакции страха могут быть угашены в результате предъявления объектов, вызывающих страх,
одновременно с другим, приятным раздражителем, например конфетой. Методы поощрения широко
используются в детской практике, в том числе в лечении элективного мутизма и в обучении матерей
приемам постепенного устранения страхов у детей (Hagman R., 1932). Иной метод применяется при
лечении энуреза, когда в ответ на мочеиспускание происходят замыкание электрической цепи и
пробуждение от звука будильника или слабого удара тока (Eysenck H., 1959).
Следующая модификация поведенческой терапии связана с использованием моделей, особенно у
детей дошкольного возраста. По этому методу лечение, например, фобий собак состоит из 8
кратковременных периодов, в которых боящиеся дети наблюдают с помощью кино, как другие дети без
страха подходят к собакам и гладят их (Bandura A., 1969).
К настоящему времени поведенческая терапия претерпела ряд изменений. В ней меньше
максимализма, больше внимания уделяется межличностной диагностике, психологической тренировке
уверенности в себе, а также групповым и семейным формам терапии. Многие из приемов
поведенческой терапии прочно вошли в арсенал современной психотерапии, и умение врача
«справляться» с фиксированными симптомами не менее важно, чем их патогенетический анализ.
Развитие социальной психологии и социальной психиатрии в 50 60-е годы оказало влияние и
на развитие семейной психотерапии, в которой эмоциональные проблемы у детей изучаются с точки
зрения функционирования семьи в целом. Основы целостного подхода к семье как единице изучения и
объекту лечения сформулированы N. Ackerman (1958) и I. Howells (1968), которые показали, что
психиатрические проблемы семьи не являются исключительно областью психоанализа, и если даже
каждому ее члену будет оказана индивидуальная помощь, то это еще не создаст психотерапию семьи.
Последняя понимается как метод внедрения психотерапевта в семейную систему, с тем чтобы
способствовать созреванию семейного процесса. Для успешности семейной психотерапии важен
правильный выбор первичного пациента, т. е. лица, оказывающего наибольшее патогенное влияние в
семье. Посредством совместных и раздельных интервью устанавливается характер семейных
нарушений, что находит свое отражение в динамическом «семейном диагнозе». Точка зрения N.
Ackerman и I. Howells об одновременном лечении одним врачом родителей и детей поддерживается
многими современными исследователями (Bell J., 1957; Carroll E., 1960; Buckle D., Lebovici S., 1966;
Graham Ph., 1976; Minuchin S., 1974).
Имеются разнообразные подходы к семейной психотерапии, в том числе психоанализ (Grotjahn
M., 1960: Ville-Bourgoin E., 1962; Berge А., 1965), поведенческая терапия (Liberman R., 1970), сочетание
психоанализа и поведенческой терапии (Skynner А., 1976), групповая психотерапия различных
направлений (Bell J., 1957; Skynner A., 1976), совместная психотерапия ребенка и матери (Male P. et al.,
1969), психотерапия, направленная на взаимодействие «родительребенок» (Bromwich R., 1976).
Семейная психотерапия может осуществляться как одним, так и двумя врачами, работающими с
супругами (Martin P., Bird H., 1953), и даже тремя специалистами, если один из них занимается
психотерапией детей (Sandler I., 1966). Широко используются методы непрямого наблюдения за
взаимодействием членов семьи, магнитофонная и телевизионная запись интервью. Применяются
различные рисуночные пробы с целью психологической диагностики семейных отношений (Van
Krevelen D. A., 1975). Получили распространение центры психического здоровья для оказания
превентивной психологической и психиатрической помощи семьям, находящимся в кризисном периоде
своего развития (Caplan G., 1964).
|