клиническими и личностными особенностями больных. При невротических реакциях может быть
вполне достаточным короткий курс лечения, состоящий из элементов суггестивной, разъясняющей и
игровой психотерапии, а также некоторых рекомендаций родителям. Психотерапия больных с
хроническим течением невроза и неблагоприятными личностными изменениями, как правило, требует
продолжительного, многомесячного лечения и использования всего комплекса психотерапевтического
воздействия, начиная с семейной психотерапии. Коррекция неблагоприятно сложившихся семейных
отношений представляет необходимое условие патогенетически обоснованной психотерапии. Особое
значение это имеет в дошкольном возрасте, когда семья оказывает наибольшее влияние на
формирование личности детей. Осознание родителями причин болезненного состояния ребенка,
улучшение их психического состояния и перестройка внутрисемейных отношений ведут к устранению
наиболее частого источника психической травматизации у детей, связанной с конфликтами в семье и
неправильным воспитанием.
Снятие болезненных проявлений, укрепление психики и нервной системы в целом, перестройка
отношений больного к себе и другим и изменение его неблагоприятно сформировавшихся черт
характера происходят в процессе индивидуальной и групповой психотерапии.
В результате перестройки отношений родителей и детей наблюдаются нормализация их
межличностных отношений и прекращение конфликта. Оздоровление семейной среды создает
предпосылки для восстановления нарушенных отношений больного в социально-психологических
сферах общения.
В целом эффект психотерапии, в том числе ее отдельных методик, является производным как от
личности психотерапевта, его человеческих качеств, жизненного и профессионального опыта, так и от
личности больного, прежде всего его желания излечения, веры во врача и метод лечения, клинической
тяжести состояния, характерологических изменений и личностных возможностей.
Личностно ориентированный психотерапевтический подход можно представить как
взаимодействие на уровне «личность (врача)личность (больного)», а не «врачбольной» или
личность (врача)больной». Наиболее существенным фактором в такой системе будет установка врача
на личность больного, обратившегося за помощью, и выделение прежде всего его человеческих качеств,
а затем уже тех сторон личности, которые поряжены болезненным процессом. От того, какова эта
личность в своей нравственно-этической основе, насколько она изменена или аномальна с
общепринятой, человеческой точкой зрения, во многом зависят эффективность психотерапии и ее
прогноз.
Личностно ориентированный психотерапевтический подход это также ситуативно-
динамический подход, варьирующийся в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации.
Чувствовать эту ситуацию и руководить ею в интересах выздоровления больного неотъемлемая
принадлежность профессионального психотерапевтического опыта.
Личность психотерапевта, его знания и опыт один из самых существенных факторов
успешности психотерапии Каждый психотерапевт имеет свой диапазон лечебных возможностей, в
немалой степени зависящий от его личностно-типологических особенностей. Психотерапевты с
интровертированной структурой личности нередко предпочитают аналитические, разъясняющие
методы психотерапии и с предубеждением могут относиться к ее игровым, групповым и поведенческим
модификациям, в то время как другие психотерапевты уделяют им большее внимание.
Существенным параметром является и возраст психотерапевта. Начинающие врачи стремятся
овладеть прежде всего гипносуггестией, скорее утверждающей их в профессиональном умении лечить.
С возрастом многие творчески настроенные психотерапевты расширяют свой лечебный диапазон,
используя разнообразные методики психотерапии, отражающие их возросший жизненный и
профессиональный опыт. У каждого ищущего психотерапевта есть свой критический этап
профессионального развития, когда он задумывается над своим терапевтическим потенциалом и
находит новые подходы в психотерапевтической коммуникации с больным. При этом в лучшей
ситуации оказывается тот психотерапевт, возраст которого равен возрасту родителей ребенка или
превышает его. В заметной мере это проявилось в нашей практике семейной психотерапии, когда не
только возросший опыт, но и суггестивный эффект возраста позволил нам достичь более высоких
результатов в коррекции семейных отношений.
|