В итоге ряд принципов психотерапии можно сформулировать следующим образом:
1) вести прием без медицинского халата и быть для ребенка просто человеком;
2) выходить из-за стола, подходить к ребенку и непосредственно контактировать с ним;
3) играть вместе и быть для него партнером;
4) исходить из чувств и желаний ребенка в большей степени, чем из своих отягощенных
врачебным опытом представлений и профессионального апломба, возведенного в степень
авторитарного утверждения власти над больным;
5) не торопиться с перевоспитанием ребенка, не зная, что он из себя представляет и на что
способен;
6) не забывать, что, кроме врача, есть и родители, готовые как отдать ребенка полностью на
попечение врача, так и ревниво воспринимать его успехи в контакте и развитии ребенка;
7) верить в себя и в свою способность лечить, прежде чем убеждать ребенка поверить в себя и в
возможность излечения.
Глава 4. Семейная психотерапия
Семейная психотерапия рассматривается как метод восстановления функционального единства
семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов. Она состоит из
следующих этапов: 1) обследования семьи; 2) семейных обсуждений; 3) совместной психотерапии
больного и родителей.
Первый этап семейной психотерапии был рассмотрен ранее. Он завершается постановкой так
называемого семейного диагноза, в котором, с позиций системного анализа, обобщаются
психопатологические, личностные и социально-психологические особенности исследуемой семьи.
Особое внимание обращается на недостаточное функционирование семьи как системы взаимосвязанных
ролей, низкую продуктивность совместной деятельности, наличие большого количества неразрешенных
проблем и явных или скрытых конфликтов.
При обследовании врач, больной и родители составляют малую группу, отношения в которой
существенно влияют на процесс последующей психотерапии. В первую очередь это относится к
установкам ее участников на врачебную помощь. Так, большинство родителей, находясь в конфликте с
детьми, ожидают, что врач заставит детей беспрекословно выполнять их требования и устранит у них
«дух своеволия». В связи с этим родители могут прямо или косвенно предписывать врачу определенный
план действий с целью усиления своей позиции в семье. Таким образом, врач может быть вовлечен в
неразрешенный семейный конфликт, поэтому он должен соблюдать известный нейтралитет в семейном
конфликте, основанном не на эмоционально холодном или чрезмерно сдержанном отношении, а на
эмоционально теплом эмпатическом проникновении в проблемы семьи, исключающем безоговорочную
поддержку какого-либо члена семьи в ущерб другим и попытку все сразу «поставить на свое место».
Функция врача заключается в содействии прогрессивному развитию семейных отношений и понимании
точек зрения всех участников конфликта. Он выступает не как судья, а как посредник в проблемах семьи,
исходя прежде всего из задач лечения ребенка, болезнь которого в немалой степени обусловлена
неблагоприятно сложившимися семейными отношениями. В этом значении врач поддерживает
желание родителей нормализовать обстановку в семье и вылечить ребенка, что уже само по себе
выполняет интегрирующую роль в восстановлении нарушенных семейных отношений. Особого
внимания заслуживает позиция родителя, который не посещает врача и отрицательно относится к
лечению ребенка. При доминировании в семье он может свести на нет психотерапевтическое
воздействие врача. Нередко против обращения за помощью выступают отцы, расценивая это как
вмешательство, подрывающее их мужской авторитет. Своевременное обсуждение с обоими родителями
необходимости лечения ребенка предупреждает подобное отрицательное отношение.
По отношению к лечению всех родителей можно разделить на две группы. Одни придают
серьезное значение нервно-психическому здоровью своих детей и обеспокоены их состоянием.
В такой роли часто выступает мать, сама страдающая неврозом и испытывающая чувство вины за
возникновение болезни у ребенка. Другие приводят детей на прием только по настоянию специалистов,
|