А. И., Исаев Д. Н., 1977). Кроме прямого, применяется косвенное внушение, которое не осознается
больным и вследствие этого не встречает противодействия. Его сущность заключается в создании
суггестивной установки на возникновение лечебного эффекта в связи с приемом тех или иных лекарств
или процедур. С целью подкрепления этой установки посредством самовнушения детализируется прием
как общеукрепляющих и успокаивающих средств, так и процедур (прогулки, ванны, физиотерапия),
подчеркивается важность этого для успеха лечения в целом. Косвенное внушение успешно прежде всего
у больных с тревожно-мнительными чертами характера и повышенным чувством ответственности.
Обычно это дети с неврозом навязчивых состояний. Им предписывается пунктуальный режим дня,
определенное время вставания, зарядки, приема пищи, выхода из дома, приготовления уроков, приема
лекарств, отдыха, отхода ко сну и т. д. Психотерапевтический эффект в данном случае основан на
ритуальном предписании образа действий, что создает у больного чувство определенности, отвлекает от
навязчивых действий и замещает ритуалы, мотивированные чувством страха.
Косвенным внушающим значением обладают определенное время визита, запрет других видов
лечения, «обязывание» пациента типа «Когда ты придешь через месяц, то скажешь мне...», употребление
врачом таких оборотов, как «Расскажи, как ты чувствуешь себя теперь», «Скажи, в чем тебе стало лучше»,
«Я запишу все, что ты скажешь» и т. д.
Частота сеансов внушения варьируется в зависимости от возраста и клинических особенностей.
Чем меньше возраст и тяжелее состояние, тем чаще проводятся внушения. Для их реализации требуется
определенное время, поэтому слишком частое применение может привести к появлению суггестивного
«блока», когда психика пациента не в состоянии усвоить и переработать объем требований, лежащих в
основе внушения. Тогда оно превращается в свою противоположность. Редкое использование внушения
исключает подкрепление и нейтрализует его действие. Существенную роль приобретает определение
оптимального интервала времени между первым и вторым сеансом внушения. Наблюдения
показывают, что для школьников старше 10 лет предельный интервал составляет одну неделю, для детей
610 лет 45 дней, а для детей 36 лет 23 дня. Вопрос о частоте следующих сеансов решается
в зависимости от динамики терапевтических изменений. Оптимальна такая частота внушений, при
которой больной приходит каждый раз с улучшением.
Продолжительность курса суггестивной терапии относительно невелика, как правило, не больше
нескольких недель. В этот срок в основном исчерпываются ее возможности. Среднее число внушений
при неврастении составляет 2,6, при обсессивном неврозе 2,5, при истерическом неврозе 3,1. Но
даже это небольшое число внушений исключает применение одинаковой формулы. Внушение всегда
носит поэтапный и постепенно усложняющийся характер. После выполнения стоящих перед ним задач
или при снижении интенсивности лечебных изменений необходимо своевременно перейти к другим
методикам психотерапии, преимущественно игрового и разъясняющего плана и гипнотерапии.
Гипнотерапия
Гипноз издавна находит свое применение при лечении неврозов. По И. П. Павлову (1951),
гипноз как переходное состояние от сна к бодрствованию представляет собой искусственно вызванное
защитное торможение. Н. А. Аладжалова, В. Е. Рожнов, С. Л. Каменецкий (1976) видят в этом
торможении особую форму переработки информации, отличную от сна и бодрствования.
Гипнотерапия с практической точки зрения, осуществима у детей после 4 лет. В более раннем
возрасте не всегда удается получить гипнотическое состояние, и требуется длительная психологическая
подготовка больного. Это не исключает отдельных благоприятных результатов использования
гипнотерапии в более раннем возрасте, особенно при переходных состояниях между сном и
бодрствованием в часы естественного для ребенка дневного сна. Во всех случаях необходимы
определенная концентрация внимания на содержании гипнотических внушений и понимание их
смысла. У детей младшего возраста сеанс проводится в присутствии матери, которая «убаюкивает»
ребенка, в то время как врач соответственно ее тону произносит понятные для ребенка слова внушения.
На эффективность гипнотерапии влияют многие факторы. Кроме профессиональных знаний, имеют
значение особенности личности врача. Речь идет не о «магическом» влиянии, существующем только в
|