Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 282 
Next page End  

опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх — тормозящим воздействием
на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх — флегматическим темпераментом;
4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх — более
определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание
опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником
главным образом прошлый травмирующий опыт; 6) несмотря на свою неопределенность, тревога в
большей степени рациональный (когнитивный), а страх — эмоциональный, иррациональный феномен.
Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх — правополушарный феномен; 7) тревога —
социально, а страх — инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии
угрозы.
Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не
учитывают переходных состояний. При изложении дальнейшего материала мы будем придерживаться
точки зрения об относительно ведущей роли тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту
же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности,
жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как тревоги, так и страха.
Значение страха
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в
психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя
таким образом защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх — это
своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и
избирательному отношению к ней. Страх таким образом может выполнять определенную
социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об
образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным
опытом.
Страх может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей
в наличие тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные
взрослыми. Подобный страх ослабевает и сходит на нет по мере накопления реального жизненного
опыта и развития самосознания. В некотором роде страх — способ отграничения «я» от чужеродного,
неприемлемого влияния извне, т. е. страх — это демаркационная линия личного, безопасного
пространства, в котором сохраняется единство «я» и уверенность в себе. Страх даже может известным
образом мобилизовать «я» перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних
психических ресурсов. Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой
степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится
остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес.), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в
8 мес.). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных. Временами он
преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он
боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей,
одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить,
пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его
жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные
страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, выражая определенные
ценности, принятые в той или иной общественной среде.
При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает
состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску
опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится все более пассивным,
атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в
новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и
открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя и
свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все
Hosted by uCoz