Внушаемость
Как обратная сторона внушения, она имеет немаловажное значение в происхождении неврозов.
Под внушаемостью понимают индивидуальную восприимчивость к внушениям (Bernheim H., 1917) или
прививание чужой идеи, помимо сознания человека (Бехтерев В. М., 1903). В последнее время
внушаемость рассматривается как свойство личности, динамичный характер которой прежде всего
детерминирован отношениями, складывающимися в процессе общения между людьми (Бакеев В. А.,
1971; Куликов В. Н., 1978). Внушаемость отличается от конформности как сознательного изменения
(подстройки) своего мнения под влиянием группы (Личко А. Е. и др., 1970; Обозов Н. Н. и др., 1977).
В широком аспекте внушаемость можно определить как личностно-детерминированный процесс
безусловного принятия задаваемой извне информации; в более узком как непроизвольную,
происходящую помимо воли податливость гетерогенному влиянию /2/. Внушаемость чаще всего
проявляется при неожиданном, непредсказуемом и новом характере задаваемой извне информации.
Внушаемость индивидуальна, опосредована ситуацией, избирательна в отношении определенных лиц и
обстоятельств. Обычный уровень внушаемости свидетельствует не о слабости, а о гибкости,
пластичности психических процессов, в то время как низкий уровень внушаемости может указывать на
их ригидность и такие черты характера, как недоверчивость и подозрительность, нетерпимость и
непримиримость к чужому мнению, выраженный эгоцентризм.
Исследование внушаемости в норме проведено у 998 детей и подростков 316 лет без нервно-
психических нарушений. Проводились стандартизованное индивидуальное интервью, анкетирование,
ряд проб на внушаемость в области обоняния (внушение несуществующего запаха лекарства); осязания
(внушение чувства теплоты на одном участке тела после прикосновения к коже в другом месте и более
теплой одной из пробирок); слуха (внушение несуществующего звука, идущего из «специального
прибора»). Внушающим значением обладала главным образом сама информация, содержащаяся в
словесной инструкции, а не искусственно создаваемая тональность речи и ее директивность.
Внушаемость в суммарном выражении всех проб после некоторого понижения в 5 лет
достоверно повышается в младшем школьном возрасте, достигая максимума в 10 лет (77% у
мальчиков и 70% у девочек). В последующие годы, т. е. в подростковом возрасте, происходит
снижение внушаемости, особенно у мальчиков в 12 лет, с минимумом в 15 лет 41% мальчиков и 37%
девочек. Внушаемость в 15 лет аналогична внушаемости в 5 лет. Таким образом, в возрасте 5, 14 и 15 лет
у мальчиков и девочек и 12 лет у мальчиков отмечается снижение внушаемости. В 5 лет данный
феномен объясняется развитием конкретного мышления, более критическим восприятием поступающей
извне информации, а также доминирующей ориентацией на самооценку, чем на оценку других лиц или
смешанную оценку (по данным параллельно проведенного опроса). Уменьшение внушаемости в 12 лет у
мальчиков связано с заостренной в этом переходном возрасте нервностью и агрессивностью, некоторой
настороженностью в контактах. В конце подросткового возраста снижение внушаемости обусловлено
известной рационализацией чувств и развитием аналитического уровня мышления. Снижение
внушаемости в подростковом возрасте сопровождается повышением конформности как сознательного
изменения своего личного мнения в пользу группового при фактическом несогласии с последним.
Увеличение внушаемости в возрастном интервале 711 лет объясняется формированием таких
нравственно-этических сторон личности, как чувство долга и обязанности. Дети этого возраста,
находясь в еще новой для них социальной позиции школьника, как бы чувствуют себя обязанными
оправдать ожидания взрослого, подтверждая положительным ответом содержащуюся в пробах
информацию. Другими словами, это желание заслужить хорошую оценку, соответствовать
привносимым извне нормам и предписаниям, быть тем, о ком хорошо говорят и отзываются. В младшем
школьном возрасте, по данным проведенного нами опроса, изменяется ориентация в оценочной сфере
личности, когда значимость мнения о себе (самооценка) дополняется значимостью мнения других о
тебе, являясь основой для увеличения с возрастом значения смешанной оценки. Внушающим эффектом в
этом случае будет обладать совпадение (резонанс) мнения другого, т. е. экспериментатора с
собственным мнением, во многом основанным в данном возрасте на чувстве долга и обязанности.
Внушаемость не имеет различий по полу, встречаясь у 56% мальчиков и у 58% девочек. У
|