Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 282 
Next page End  

Внушаемость, как показывают повторные измерения, или сохраняется на прежнем уровне, или имеет
тенденцию к понижению.
Для лучшего понимания источников психогенных изменений в формировании личности детей
необходимо рассмотреть личность родителей, отношения в семье и характер воспитания.
Глава 5. Личность родителей и отношения в семье
Как отмечает М. М. Кабанов, клиническая симптоматика в психиатрии дополняется в настоящем
методами психологической диагностики, включая социально-психологические и социологические ее
аспекты (Кабанов М. М., 1979).
Состав семьи и образование родителей
Среднее число членов семьи у 131 мальчика с неврозами — 3,7; у 70 девочек — 3,9; в среднем —
3,8. Эти цифры практически не отличаются от нормы. Из членов прародительской семьи чаще
проживает бабушка ребенка по линии матери — 25%, реже — дедушка по линии матери — 9%,
родители отца соответственно — 9 и 3%. Преобладание бабушек ребенка по линии матери
подчеркивает зависимость от нее у дочери. Обращает внимание незначительное число проживающих в
семье дедушек по обеим линиям.
Количество совместно проживающих бабушек и дедушек уменьшается при двух детях, особенно
если один из них — мальчик (тем более — оба). В семьях двух девочек подобные различия отсутствуют.
Следовательно, родители, имеющие сыновей, более независимы от прародительской семьи, чем
родители дочерей.
Высшее, большей частью техническое, образование имеют 74% матерей (из 172) и 67% отцов (из
144). В неполных (вследствие развода) семьях матерей с высшим образованием несколько больше (79%),
чем в полных (72%); у матерей мальчиков это соотношение более выражено (81—71%).
Ведущая профессиональная группа представлена ИТР — инженерно-техническими работниками,
преобладающими как у матерей (58%), так и у отцов (61%), с доминирующим при этом высшим
образованием.
Приводимые цифры высшего образования и ИТР среди родителей значительно превышают
аналогичные показания в норме. Более того, в последние годы заметно нарастание количества детей,
больных неврозами, родители которых составляют именно данную группу. В первую очередь это
относится к матерям с инженерным образованием. Проблема здесь в особенностях мышления,
адекватного для производства, но не всегда естественно приложимого к воспитанию детей. Обычно
гипертрофируется его интеллектуальная сторона, что сопровождается повышенными требованиями в
отношении раннего оперирования абстрактными понятиями, умения считать и писать. Не придавая
значения детской непосредственности и эмоциям, эти родители нередко воспринимают своего ребенка
как «почти готового взрослого», чрезмерно рационализируют его. чувства и строят воспитание на
заранее заданных схемах, трафаретах, шаблонах. Дети выздоравливают только тогда, когда матери
перестраивают подобный стиль отношений с ними.
Личность родителей
Разработанная нами шкала невротизации — это стандартизованное интервью с родителями из
35 пунктов для выявления невротических симптомов и личностных проблем (см. приложение). Данные
интервью со 154 матерями и 97 отцами детей с неврозами сопоставлены с данными у 232 матерей и 87
отцов детей в норме. У матерей детей с неврозами достоверно чаще выявлены положительные ответы
на следующие утверждения, предваряемые общим вопросом: «Можно ли сказать, что...», «...Вы легко
устаете?» (1-й пункт шкалы); «...легко раздражаетесь?» (2-й); «...у Вас часто меняется настроение?» (3-й);
Hosted by uCoz