доминантность не имеют различий с нормой. Контроль у них выше только у мальчиков, а общая
личностная изменчивость у девочек. Мы видим, что, как и в профиле MMPI, личностные изменения
в большей степени свойственны матерям детей с неврозами.
Дополнительные шкалы наиболее активно «работают» у родителей с истерическим неврозом и
неврозом страха. Так, тревожность наиболее выражена у матерей мальчиков и отцов девочек с
истерическим неврозом. При неврозе страха, наоборот, тревожность выше у матерей девочек и отцов
мальчиков (по сравнению с детьми при других диагнозах). Подобные сочетания позволяют лучше
понять появление истерических расстройств в младшем дошкольном возрасте, поскольку любовь со
стороны родителя другого пола часто заменяется ее суррогатом беспокойством, что не принимается
детьми и сопровождается аффективно заостренным стремлением добиться признания и любви в семье.
Повышенная тревожность у родителя того же пола при неврозе страха у детей объясняет ее
непроизвольное усвоение в процессе полоролевой идентификации в старшем дошкольном возрасте.
Представляет интерес большая выраженность у родителей детей с истерическим неврозом силы
«я», успешности лидерства и играния ролей (последнее у отцов). Вместе с тем, как при истерическом
неврозе, так и при неврозе страха у детей, родители обнаруживают большую, чем при других неврозах,
общую личностную изменчивость и плохую приспособляемость.
Опросник Кеттела (формы А и С одновременно), раскрывающий ряд других сторон личности
родителей, применялся у 199 матерей и 140 отцов детей с неврозами по сравнению со 100 матерями и
100 отцами в норме. Из достоверных различий матерей детей с неврозами обращает внимание более
высокий уровень интеллекта и абстрактного мышления, чем в норме (фактор «В» по форме А), что
подтверждается высоким процентом высшего образования. Более высокий фактор «I» (форма С) у
матерей детей с неврозами подчеркивает повышенную чувствительность, неуверенность в себе,
стремление к опеке и покровительству.
Общий у матерей с отцами высокий фактор «М» (форма А) по сравнению с родителями в норме
выделяет развитость воображения, направленность на внутренний, чувственный мир, наряду с
элементами непрактичности и проблемами групповых отношений.
Отцы детей с неврозами по сравнению с нормой более робки, застенчивы, сдержанны в
общении, чувствительны к угрозе (низкий фактор «В» формы С); осторожны, молчаливы и серьезны
(низкий фактор «F» формы А); замкнуты, негибки в суждениях (низкий фактор «А» формы С);
консервативны (низкий фактор «Q1» формы А); ориентированы на собственные суждения скорее, чем на
мнения группы (высокий фактор «Q2» формы А); склонны отрицать в то же время личные проблемы и
чувство вины (низкий фактор «О» формы С).
При сравнении характеристик родителей мальчиков и девочек с неврозами также получены
различия. Наибольший интерес представляют более низкие показатели по факторам «А» (форма А) и «Н»
(форма С) у обоих родителей мальчиков, что указывает на недостаточную общительность, негибкость, в
сочетании с повышенной застенчивостью, робостью, чувствительностью к угрозе. Эти характеристики
создают своего рода коммуникативный барьер препятствия на пути общения родителей с
мальчиками, заболевающими неврозами.
При сравнении характеристик у родителей с различными клиническими формами невроза у детей
можно выделить несколько, наиболее заслуживающих внимания. Оба родителя детей с неврозом страха
имеют низкий фактор «С» (форма С), т. е. они легко поддаются чувствам, расстраиваются, менее
эмоционально устойчивы в целом. В интерпретации Кеттела это низкая сила «я». Другой низкий
фактор у родителей детей с неврозом страха «Н» (форма А) говорит о большой робости,
застенчивости, настороженности и чувствительности к угрозе. У отцов мальчиков с неврозом страха и
обоих родителей девочек с обсессивным неврозом отмечается низкий фактор «F» (формы А и С), как
повышенная осторожность, рассудительность и серьезность.
Методика изучения фрустрации Розенцвейга применялась у 147 матерей и 84 отцов детей с
неврозами по сравнению со 109 матерями и 103 отцами в норме. Отметим достоверные различия при
обработке методики в «сырых» баллах. При неврозах у детей оба родителя менее склонны обвинять
других в случившемся (низкие оценки ЕДЕ). Отцы к тому же не замечают минусы фрустрирующей
ситуации или отрицают сам факт ее существования (ОДМ'). Таким образом, в норме родители более
активны в защите себя и более часто считают других источником фрустрации. У родителей детей с
|