Сопоставление конфликтов у родителей с возрастом детей показывает, что наиболее
«конфликтный возраст» младший школьный, когда возрастают разногласия у родителей по поводу
учебы и приготовления уроков. У мальчиков это более заметно, но, как и у девочек, различия
представлены тенденцией.
Конфликтность родителей рассмотрена в зависимости от количества и пола детей. У матерей
максимальная конфликтность встречается при единственном ребенке дочери и уменьшается при 2
детях одного или разного пола, достигая минимума при единственном ребенке сыне. Различия в
конфликтности при единственной дочери и единственном сыне достоверны. У отцов заметна
тенденция к повышению конфликтности, если они имеют дочь.
Изучение личностных аспектов конфликтности мы начнем с критерия «мягкость твердость»
характера по собственной оценке родителей. В семьях мальчиков выраженность конфликтных
отношений родителей с мягкими или твердыми чертами характера не имеет различий. В семьях девочек
матери с твердыми чертами характера достоверно чаще находят отношения с отцом конфликтными. У
отцов подобное соотношение выглядит как тенденция.
Далее, конфликтность рассмотрена при различных сочетаниях характера у матерей и отцов
(мягкий мягкий характер, твердый твердый, мягкий твердый, твердый мягкий). Всего, таким
образом, изучено 329 родительских пар. Наиболее высокая конфликтность получена в парах, где мать и
отец девочки обладают твердым характером, 90%, затем также в семьях девочек, где мать с твердым, а
отец с мягким характером, 81%. Достоверно меньшая конфликтность в семьях мальчиков, где мать с
мягким, а отец с твердым характером. Аналогичная динамика и в плане разводов, когда их частота
достоверно уменьшается от семей с дочерью, где мать и отец с твердыми чертами характера или мать с
твердым, а отец с мягким характером, до семей с сыном, в которых мать с мягким, а отец с твердым
характером. Таким образом, риск конфликтов и разводов достоверно выше при наличии у матери
твердого характера. По данным корреляционного анализа, твердость характера матерей связана с
гиперсоциальной направленностью личности, ригидностью в мышлении и доминантностью
(властностью) в характере. Вместе эти черты осложняют отношения в браке и, как мы убедились, прежде
всего в семьях девочек, где мать монополизирует отношения с дочерью, образуя изолированную
семейную подгруппу. В семьях мальчиков отношения чаще имеют паритетный характер, и отцы
принимают большее участие в воспитании. Соответственно, уменьшается риск неразрешимых
конфликтов и разрыва семейных отношений.
Мнение о конфликте, с точки зрения самих родителей, сопоставлялось с результатами их
обследования следующими личностными опросниками: Айзенка, MMPI, Кеттела, Розенцвейга,
«незаконченные предложения», Лири, PARI, «шкала невротизации». В тексте «конфликтный родитель»
означает мать или отца, считающих отношения друг с другом конфликтными. При изложении данных
приводятся достоверные различия.
Опросник Айзенка. Различия по шкале «экстраверсия интроверсия» характерны только для
отцов. При наличии конфликта они более интровертированы. У обоих конфликтных друг с другом
родителей выше уровень нейротизма, особенно у матерей, что нужно рассматривать одновременно как
причину и следствие конфликта. Заметно преобладание меланхолического типа темперамента при более
редком сангвиническом у конфликтных отцов.
Опросник MMPI. У обоих конфликтных родителей в отличие от бесконфликтных в профиле
MMPI выделяются подъемы 2-й, 4-й, 6-й, 8-й шкал. Это расценивается как чувство внутренней
неудовлетворенности, низкий уровень самооценки, моральный дискомфорт (2-я шкала); конфликтность,
проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими (4); недоверчивость,
нетерпимость и упрямство, ригидность мышления, склонность к образованию сверхценных идей,
предвзятых оценок, излишне категоричных и бескомпромиссных суждений (6); недостаточная
эмоциональная отзывчивость, склонность к формализации отношений (8). К перечисленным
характеристикам необходимо добавить у матерей подъемы по 1-й, 3-й и 7-й шкалам. Это указывает на
хроническое чувство усталости, большое количество жалоб, тревожно-мнительную фиксацию
болезненных ощущений (1); стремление к вытеснению неприятных переживаний, эмотивность и
эгоцентризм (3); неуверенность в себе, тревожную мнительность, загруженность переживаниями,
застревание на трудностях взаимоотношений, озабоченность вопросами морали (7). Таким образом,
|