беспокойство. В этом случае стресс, испытываемый детьми при еде, только усугубляет и так
недостаточную ферментативную активность, сопровождаясь спазмами желудка и кишечника. Как
следствие возникает устойчивое отрицательное отношение к принятию пищи вообще.
Из перечисленных проблем у дошкольников преобладает, с точки зрения родителей, упрямство, а
у школьников проблема приготовления уроков. Общим будет «неисполнение» детьми завышенных
требований родителей, обусловленное не столько нежеланием, сколько болезненным психическим
состоянием и невыносливостью (ослабленностью) их нервно-соматической сферы. В то же время у
самих родителей в отношении уроков ярко выявляются гиперсоциальные и в ряде случаев
паранойяльные черты личности, а также тревожность, мнительность и стремление к избыточной заботе
и контролю. Будучи повышенно требовательными, они часто не доверяют самостоятельности детей,
перепроверяют сделанное и заставляют все переписывать даже из-за одной возводимой в абсолют
ошибки. Состояние психологического напряжения, в котором находятся дети, сопровождается их
скованностью, неуверенностью при ответах в школе, опасениями сделать что-либо не так, как нужно,
как следует, что еще больше повышает их утомляемость и удлиняет время приготовления уроков.
Конфликтов родителей с детьми обоего пола меньше, если они походят внешне (лицом) на отца.
У детей, похожих на мать, больше вероятность неблагоприятного влияния конституционального фактора
в виде невропатии, нередко наблюдающейся у матери в детстве. Общая с матерью невропатическая
конституция у детей создает дополнительные проблемы в отношениях с ними в настоящем, в первую
очередь в плане еды и сна.
Наименее конфликтны отношения у матерей мальчиков, если и мать и сын, по оценке матери,
обладают мягким характером, чем взаимно твердым (максимальный конфликт) или твердым (у одного) и
мягким (у другого) характером. У матерей девочек конфликт меньше (тенденция), если мать имеет
твердый, а дочь мягкий характер. У отцов некоторое уменьшение конфликтных отношений
наблюдается в семьях, в которых они обладают мягким, а сын или дочь твердым характером. Если
принять в расчет мягкость или твердость характера только родителей, то большая конфликтность
отмечается при их твердом характере в семьях мальчиков (в семьях девочек это не характерно). Если
учитывать только характер детей, то конфликтность будет чаще с матерью при их твердом характере. На
частоту конфликта с отцом мягкость твердость характера детей не оказывает влияния.
Из приведенных данных следуют два вывода. Во-первых, твердый характер матери (как правило,
более волевой, доминантный и недостаточно гибкий) или твердый, с ее точки зрения, характер детей
существенный фактор конфликтных отношений, достигающих наибольшей выраженности в семьях, в
которых мать и сын оба обладают твердым характером. Во-вторых, проблема твердости мягкости
характера в большей степени заострена в семьях мальчиков, указывая на трудность их самоутверждения
и безуспешность попыток родителей, прежде всего матерей, оказать на них чрезмерное давление.
Посредством корреляционного анализа установлена зависимость (связь) конфликта с детьми от
наличия у родителей гиперсоциальной направленности личности: гипертрофированного чувства долга,
обязанности, повышенной принципиальности, отсутствия компромиссов.
При доминировании матери в семье (по ее оценке) увеличивается конфликтность с мальчиками
(с девочками тенденция). При доминировании отца в семье (по его оценке) конфликтность возрастает
в отношениях с девочками (с мальчиками, наоборот, уменьшается как тенденция). Из этого следует, что
конфликт с детьми более характерен для доминирующего в семье родителя противоположного пола.
Отчасти это обусловлено его попытками оказывать все большее влияние на детей с тем, чтобы избежать
своей эмоциональной и половой изоляции в семье.
Невротизм (по среднему баллу «шкалы невротизации») влияет на конфликт с детьми только у
матерей. Чем более невротична мать, тем чаще у нее конфликт с сыном. У девочек подобное
соотношение в виде тенденции. Невротизм отцов не оказывает влияния на конфликт с детьми.
Опросник Айзенка. По шкале «экстраверсия интроверсия» не получено достоверных различий
у родителей при наличии или отсутствии конфликта с детьми.
Данные по опроснику Айзенка сравнивались при одновременно существующем конфликте между
родителями, родителями и детьми и его отсутствии в обеих сферах отношений. По шкале «экстраверсия
интроверсия» у обоих родителей в этом плане нет достоверных различий. Невротизм у обоих
родителей существенно выше при конфликте между собой и детьми, чем при его отсутствии.
|