характеристику принадлежности к группе, подавляющее большинство
которой католики, его собственное отношение к религии потеряло для нас
интерес, пишет С. Новак. Верующие и неверующие в этой группе
обладают одной и той же контекстуальной характеристикой все они
члены группы, преобладающее большинство которой верующие»
29
.
Действительно, если отвлечься от содержания контекстуальной
переменной, ее приписывание индивиду не предполагает никакой иной
идентификации, кроме самого приписывания. Основания такой
идентификации обнаруживаются в установлении влияния социальной
подсистемы (в рассмотренном примере католического района) на
поведение личности. Часто ссылаются на классическое исследование
Эмилем Дюркгеймом влияния различных социокультурных контекстов на
уровень самоубийств. Он установил, в частности, что среди состоящих в
браке уровень самоубийств снижается. При этом молодые люди, состоящие
в браке, более склонны к самоубийству, чем молодые и неженатые: Семьи с
детьми менее располагают к самоубийству, чем семьи, где детей нет.
Дюркгейм искал интерпретацию связи переменных в концепции
«солидарности» семейной жизни. С другой стороны, любые социальные
идентификации могут рассматриваться как контекстуальные. Здесь
социологу нередко приходится иметь дело с призрачными
характеристиками, связанными с «приписываниями» фикций. К такого рода
контекстуальным фикциям относится, например, ученое звание члена
академии хиромантии. Более корректно внести в решение этой проблемы
содержательные основания и понимать под контекстуальными переменными
лишь те, которые приписывают индивиду «реальные» групповые и
институциональные признаки. Вызывают сомнение и пограничные
ситуации. Социальный статус вне сомнения интернализованная
контекстуальная характеристика; возраст абсолютная переменная,
связанная с ролевыми идентификациями; установка также определяется в
контексте группового взаимодействия.
Описание единиц представляет собой массив данных сырой
материал, требующий организации и анализа. Далее необходим переход к
переменным группового уровня, описывающим совокупности и институты:
аналитическим, структурным и глобальным. Возможности построения
переменных индивидуального и группового уровней показаны на рис. 3.2.
29
Nowak S. Methodology of sociological research. Dordrecht-Boston: Reidel
Publishers, 1977. P. 60.
97
7-365
|