и логическую законосообразность. Есть и слепой опыт, граничащий с
заблуждением и непониманием происходящего перед глазами. В своем
очерке о «реальной философии» Фрэнсиса Бэкона Куно Фишер проводит
различие между эмпирией и эмпиризмом. «Одно дело производить
опыты, а другое делать из опыта принцип, пишет он. [Эмпирия] есть
опыт как богатство и наслаждение, второй есть опыт как основоположение,
при котором можно быть очень бедным действительными опытами»¹.
А.Ф. Лосев пересказывает историю о том, как некий врач решил лечить
портного от горячки. Больной, уже при смерти, очень просил ветчины и врач
не нашел оснований отказать ему. Откушав ветчины, больной выздоровел.
Врач же записал результат своего опыта: «Ветчина
успешное средство от
горячки». Другой раз ему пришлось лечить от горячки сапожника. Опираясь
на опыт, врач прописал ему ветчину, но больной, к несчастью, умер. Тогда
опыт получил дальнейшее развитие: «Портным ветчина полезна от горячки,
а сапожникам не помогает». «Хотите ли вы быть таким эмпириком, как этот
врач? Повашему, он эмпирик? спрашивает А.Ф. Лосев и отвечает: А
помоему, просто дурак»².
Чтобы понять факт, надо оторваться от «живой фактичности». Этот
отрыв начинается уже при построении пространства переменных и
завершается расчетом центральных тенденций и взаимосвязей. Средние
величины означают не наблюдаемую величину, а тип социальных явлений,
результат погашения эмпирических значений, принадлежащих
индивидуальным объектам. Отклонения от центральной тенденции
считаются случайными и несущественными (и в этой мере ошибочными) до
тех пор, пока они не будут объяснены путем введения дополнительного
независимого признака. Таким образом, генерализирующая абстракция
превращает индивидуальное явление «живую фактичность» в
событийную точку. Вне зависимости от количества описаний
действительность «как таковая» остается запредельной для метода точки
принципиально не могут составить непрерывную линию. В этом
заключается существенное ограничение научного метода, составляющего,
как показали неокантианцы, кон
1
Фишер К. Реальная философия и ее век: Франциск Бэкон
Веруламский.СПб.: Типография Неклюдова, 1887. С. 291.
2
Лосев А. Ф. Философия имени //Лосев А.Ф. Из ранних произведений /
Вступ. ст. А.А. Тахо-Годи и Л.А. Гоготишвили; Отв. ред. А.А. Тахо-Годи;
Сост. и подгот, текста И.Н. Маханькова; Прим. Л.А. Гоготишвили, М.М.
Гамаюнова, И.Н. Маханькова. М.: Правда. 1990. С. 21.
106
|