Идея самодостаточности теорий, включающих в сферы своего влияния
эмпирическое исследование, развита в рамках попперианской традиции в
методологам науки. Цель эмпирического исследования не подтверждение
теории, а ее фальсификация
11
. По К. Попперу, в сфере построения теорий не
существует никакой логики. Этот процесс вообще не может быть
реконструирован логическими средствами, поскольку здесь действует
иррациональный компонент творческая интуиция. Исследовательский
процесс ориентирован преимущественно на проверку уже «изготовленных»
научных высказываний, чем на создание теорий. А фальсификационистский
принцип предписывает, принимая новое решение проблемы, искать
аргументы, опровергающие, а не подтверждающие его. Условием развития
теории становится, таким образом, рациональная критика ее оснований.
Такая теория может быть только предположительной, разъясняет этот
принцип Имре Лакатос: «Мы никогда не знаем, мы только догадываемся. Мы
можем, однако, обращать наши догадки в объекты критики, критиковать и
усовершенствовать их. В рамках этой критической программы многие из
старых проблем вроде проблем вероятностной индукции, редукции,
оправдания синтетического априори, оправдания чувственного опыта и т.д.
становятся псевдопроблемами, так как все они отвечают на неверный
догматической вопрос: «Каким образом мы знаем?». Вместо этих старых
проблем возникает много новых. Новый центральный вопрос: «Каким
образом мы улучшаем свои догадки?»
достаточен, чтобы философы
работали века; а вопросы: как жить, действовать, бороться, умирать, когда
остаются только догадки, дают более чем достаточно работы будущим
политическим философам и деятелям просвещения»
12
.
Иную позицию относительно соотношения теории и эмпирического
исследования занимает Р. Мертон. Он полагает, что исследование не
ограничивается пассивной проверкой теорий. Оно преодолевает рамки,
задаваемые подтверждением либо отрицанием гипотез. Исследование, по
Мертону, играет активную роль, способствуя формированию теории.
Исследование инициирует теорию, переформулирует и проясняет ее и делает
более отчетливой. Мертон считает, что исследовательский процесс
предназначен как для проверки теорий, так и для их конструирования
13
.
Наука развивается несмотря на
11
Popper К. The logic of scientific discovery. New York: Science Edition,
1961. P. 30.
12
Лакатос И. Бесконечный регресс и основания математики //
Современная философия науки: Хрестоматия / Сост., пер., вступ. ст. и
коммент. А.А. Печенкина. М.: Наука, 1994. С. 74.
13
Merton R. Social theory and social structure. Rev. edition. New York: Free
Press, 1957. P. 103.
114
|