предполагалось, будет демонстрацией истинности теории
4
. Критическая
социальная установка нашла выражение в строе мысли, который И.С.
Тургенев назвал нигилизмом. Отличительной чертой нигилизма был отказ от
предрассудков, привычек и обычаев, существования которых разум не мог
оправдать в качестве «естественных» начал. Нигилизм признавал только
один авторитет разум, он отвергал все, что составляет условную ложь
культурной жизни и противопоставил им абсолютную искренность
5
.
Пророческий пафос доктринальной социологии сближает ее с
религиозно-миссионерской деятельностью. Это сказывается и на
содержании, и на стиле изложения и пропаганды социологических доктрин.
Многие первые президенты Американского социологического общества
вышли из религиозной среды и в основе их теоретических и реформаторских
установок лежат этические традиции протестантизма. Знаменитые
американские социологи конца XIX начала XX в. У. Самнер, А. Смолл, Д.
Винсент, Э. Хайес, Дж. Лихтенбергер, У. Уитерли, Д. Джиллин начинали
свою карьеру в качестве протестантских проповедников, а Л. Уорд, Ф.
Гидцингс, У. Томас были выходцами из семей пресвитеров
6
.
Социологические учения приняли относительно завершенную форму в
духовной атмосфере просветительской десакрализации мира. Просвещение
открыло, что вселенная лишена морального предназначения, что она
движется по механическим траекториям и, следовательно, мертва. В ней нет
ничего, кроме материала, ждущего преобразования и усовершенствования
уже не к вящей славе Господней, а во имя «гуманных» целей в мире, где Бог
существует лишь в той степени, в какой он социально полезен.
Рациональность мироустройства утратила божественное предназначение и
глубину самодостаточности, стала силой, потенцией, энергией,
преобразующей социальный материал в соответствии с принципами
«справедливости», «свободы» и «равенства». Природа же оказалась не
храмом, а мастерской.
Так возникла социологическая задача создания «Нового мира»,
основанного на рациональном активизмеэнергичном вмешательстве
активного разума в существующий порядок вещей. Замысел знания
сместился с «вечных истин», до которых разум может возвыситься лишь
путем созерцания, очищения от грязи заблуждений и аффектов,
4
Zeitlin I. Ideology and development of sociological theory. Englewood
Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1981. P. 5.
5
Кропоткин П.Н. Записки революционера. М.: Московский рабочий,
1988. С. 283 -287.
6
Hinkle R., Hinkle G. The development of modern sociology: It's nature and
growth in United States. New York: Random House, 1954. P. 3.
12
|