го тяготения несовместим с фактом «падения» физического тела вверх. Но
вероятностное суждение теории имеет дело уже не с единичным событием, а
с объективной возможностью события. Предположим, что закон гравитации
формулируется в вероятностных терминах и тогда никакое единичное
событие не опровергает теорию. Иное дело, что много событий, не
объясняемых теорией, делают ее сомнительной. Суждения теории получают
здесь иное обоснование. В 1935г. Р. Фишер предложил стандартный проект
опровержения гипотезы о случайном сочетании событий, которую он назвал
«нулевой гипотезой».
Одной и той же совокупности подтверждаемых гипотез может быть
поставлено в соответствие сколь угодно много теорий. Простонапросто один
и тот же факт может быть объяснен по-разному с равной степенью
логической убедительности. Через некоторое количество точек можно
провести бесконечное количество разных кривых. При проверке
статистических гипотез мы можем с определенным риском ошибиться
отвергнуть предположение о случайном распределении. Но если гипотеза не
отвергается, это не означает, что полученное распределение подтверждает
теоретическое объяснение событий. Существует бесконечное число иных
объяснений, согласующихся с наблюдениями. Принцип многообразия
теорий означает неизбежность вечного перехода от одной теории к другой.
Здесь нет никаких логических ограничений, существуют только границы
человеческого воображения.
Вера во всесилие научного социологического знания существенно
подрывается тем обстоятельством, что одни и те же факты могут быть
успешно объяснены двумя и более теориями. Теории не выводятся из
фактов, а согласуются с ними. Отсюда вытекает, что исследователь не берет
теории из жизни, даже если он считает себя реалистом, а организует
материю фактов таким образом, чтобы она обнаружила запрятанную в ней
идею. Так, гончар исполняет свое ремесло формообразование кувшина.
На этом скользком пути методолога подстерегают бесчисленные
уклоны. Самый опасный из них уклон релятивизма. Это иллюзия, будто
формообразователь может лепить из кажущейся пассивной материи, что
угодно и как угодно. Сопутствующая релятивистской иллюзии гордыня и
произвол часто оправдываются ссылкой на свободу творчества и плюрализм.
Самые последовательные сторонники релятивизма прямо говорят об
«эпистемологическом анархизме» (П. Фейерабенд). На самом деле факты
очень упрямы. Они обладают своим собственным стремлением к форме
(Аристотель назвал заложенное в материи ожидание мощным словом
«дйнбмйу» сила) и подчиняются лишь тому, кто знает их и готов
отказаться от плюрализма во имя послушания правилам материала. В
противном случае
118
|