достаточно редко, разумеется, если соблюдены методологические каноны.
Поэтому в науке придается особо важное значение такому критерию, как
репутация автора или степень доверия к результатам его работы. Бывает, что
неординарные результаты просто игнорируются профессиональным
сообществом это происходит потому, что, не имея возможности
повторить каждый проект, исследователи предполагают какие-либо
процедурные нарушения. Доверие одна из важнейших эпистемических
норм и условие нормального функционирования научного сообщества.
Поэтому доказанное положение ставится под вопрос не в целом, а путем
введения новых допущений, т. е. путем последовательной спецификации
вывода.
Предположим, что горожане развитых стран вступают в брак под
определенным влиянием «обратно пропорциональной» тенденции
относительно образования мужчин и женщин: мужчина должен быть
«выше». Первый вопрос, который мы задаем на пути опровержения этой
генерализации, звучит примерно так: во всех ли случаях сохраняется такое
соотношение? Ответ, естественно, отрицательный: не во всех. После этого
начинается выдвижение исследовательских гипотез. Гипотетические
предположения сводятся к установлению факторов, которые, возможно,
изменяют установленную ранее зависимость в максимальной степени.
Продемонстрируем различные версии гипотез относительно уровня
образования супругов. Мы должны проверить, не «работает» ли в данном
случае переменная, стоящая за «образованием». В частности, известно, что
жены, как правило, младше мужей. Тогда не следует ли предположить, что
мужья имеют более высокое образование преимущественно тогда, когда
жены младше их. В остальных случаях (когда жены и мужья имеют
одинаковый возраст и когда жены старше мужей) такое соотношение менее
выражено. Следовательно, задача состоит в том, чтобы убрать искажающее
влияние возраста и посмотреть на взаимосвязь образования супругов в более
чистом контексте.
Попробуем пояснить это в «жизненных», если угодно, качественных
терминах. Оля и Леша полюбили друг друга еще в десятом классе, когда им
было по семнадцать лет, и решили пожениться. Заметим, что здесь
открывается возможность разработки альтернативной обобщающей
гипотезы, противоречащей установленному обратному соотношению
уровней образования супругов: «Оля» и «Леша» это сотни тысяч молодых
людей, вступающих в брак именно в тот период, когда их уровень
образования одинаков они заканчивают среднюю школу и вступают в
самостоятельную жизнь. Беллетристическое изложение обстоятельств
жизненного пути не должно затемнять главного постепенного
возрастания влияния третьей переменной на различия в образовании
супругов.
135
|