Итак, объект исследования не совпадает с генеральной совокупностью
примерно так же, как карта местности не совпадает с самой местностью.
Долго думали-гадали, Генералы все писали на большом листу. Было
гладко на бумаге, да забыли про овраги, А по ним ходить,
эти слова из старинной солдатской песни вполне применимы к
проектированию выборки, если учесть, что ходить придется по квартирам.
Несомненно, генеральная совокупность это та совокупность, из
которой производится выборка единиц. Однако так только кажется. Выборка
производится из той совокупности, из которой производится фактический
отбор респондентов. Назовем ее реальной. Различия между проектируемой и
реальной совокупностями можно увидеть воочию, сравнив списки
«проектированных» респондентов и опрошенных фактически.
Реальный объект та совокупность, которая сформировалась на
стадии полевого исследования с учетом ограничений в доступности
первичной социологической информации. Помимо заключенных,
военнослужащих и больных, меньшую вероятность попасть в выборку
имеют жители удаленных от транспортных коммуникаций сел, особенно
если обследование производится осенью; те, кого, как правило, нет дома, не
склонны к разговорам с посторонними людьми и т. п. Бывает, что
интервьюеры, пользуясь отсутствием контроля, пренебрегают точным
исполнением своих обязанностей и опрашивают не тех, кого положено
опрашивать по инструкции, а тех, кого легче «достать». Например, посещать
квартиры респондентов интервьюерам приказано по вечерам, когда легче
застать их дома. Если исследование проводится, предположим, в ноябре, то
уже в пять часов вечера в средней полосе России на улице совершенно
темно. Во многих городах таблички с названиями улиц и номерами домов
встречаются не часто. Если обязанности интервьюеров выполняют
студентки местного пединститута, можно представить степень отклонения
реального объекта от проектируемого. Иногда исследователи поступают еще
проще: заполняют анкеты сами. Эти затруднения являются одним из
источников так называемых систематических ошибок выборки.
Существуют достаточно эффективные способы контроля заполнения
вопросников и приемы ремонта выборки, в частности «взвешивание»
основных типологических групп респондентов: груп
148
|