Расселл Сейдж создал Отдел социальных обследований и общественного
наблюдения. За 3 месяца до опроса в Спрингфилде (штат Иллинойс)
развернулась шумная газетная кампания по выявлению «социальных
проблем». В проект включились все жители города, каждый из которых внес
в фонд проекта 10 центов. Кроме того, в работе участвовали тысячи
добровольцев.
Характерно, что никто из «сервейсров» не ставил вопрос об
искажающем влиянии исследовательского энтузиазма на качество данных.
Наоборот, целью обследования было вызвать общественный резонанс.
«Установить факт это только начало дела, первый шаг для того, чтобы
сделать факт эффективным, писал К. Тейлор. Завершающий шаг это
такая презентация факта, при которой вы обретаете уверенность, что он
принят сообществом»
13
. К 1928 г. в США было проведено 154 «общих»
обследования и 2621 специализированное
14
.
В ранней американской социологии обследование (survey) связывалось
преимущественно с инженерной ориентацией и воплощало идеалы
«Американской мечты». Социальное обследование служило своеобразной
формой артикуляции социальной утопии. «Вне утопического видения
исследовательских задач и воодушевления, возникающего в
предвосхищении будущего, основная цель обследования недостижима»,
писала К. Ароновичи
15
. Впоследствии, когда в методологии социальных наук
возобладал позитивистский идеал строгого незаинтересованного знания,
утопическая эйфория была вытеснена по крайней мере в «подсознание»
социологии. В. Томлинсон справедливо замечает, что стремление социолога
усовершенствовать организацию общества часто противоречит
квалифицированной исследовательской работе, которая заключается в том,
чтобы преобразовать страсть доброхота (do-gooder) в компетентность
фактофиксирующего анализа
16
.
Академическая социология, сложившаяся в конце XIX начале XX в.,
дистанцировалась от массовых обследований и развивалась в русле
теоретических доктрин. Новый этап развития социологической методологии
связан с Чикагской школой, наиболее продуктивный период деятельности
которой приходится на 1920-е гг. Важной чертой чикагского
методологического стиля является стремление к точному.
13
Taylor С. The social
survey, it's
history
and
methods. Columbia, Missouri:
University of Missouri, 1919. P. 51-52.
14
Bulmer М. The Chicago Sociology: Institutionalisation, diversity and the
rise
15
Aronovici K. The social survey. Philadelphia. The Harper Press, 1916. P. I.
16
Tomlinson R. Sociological concepts and research: Acquisition, analysis and
interpretation of social information. New York: Random House, 1967. P. 34.
17
2-365
|