Парк и его коллега Эрнест Берджесс трактовали город как гигантскую
лабораторию, в которой осуществляется естественное экспериментирование
над человеческим поведением. В этом отношении чикагская методология
осуществила переход от case studies к научному социологическому анализу с
использованием методов экспериментальной проверки гипотез. Эта линия
получила развитие уже в Колумбийской социологической школе.
Статистические методы в инструментарии социологических исследований
окончательно возобладали в 1940-е гг., В 1941 г. вышел первый учебник
статистики для социологов
17
, большое значение стало придаваться и оценке
репрезентативности данных. Case
studies были оттеснены на периферию
социологической методологии. Эталоном научного социологического
исследования со временем стал планируемый эксперимент, планы которого
были разработаны Дональдом Кэмпбеллом. Стремление к
естественнонаучным лабораторным реконструкциям социальных процессов
сочеталось в Чикагской школе с неокантианской установкой на понимание
рационального смысла, который вкладывает индивид в свои действия. В
противоположность бихевиористам Парк считал, что связь между стимулом
и реакцией в человеческом поведении опосредована смыслополаганием
индивидуального действия.
В начале 1940-х гг. Э. Берджесс попытался осуществить репликат
(повторение) проекта Р. Энджелла по изучению семьи в условиях кризиса.
Его цель заключалась в том, чтобы проверить надежность метода
«исследования случая». Хотя в работе над репликатом принимали участие
опытные социологи, в том числе Р. Мертон и сам Р. Энджелл, надежность
его результатов была оценена невысоко. При повторении проекта
использовались статистические методы, строгие схемы анализа данных,
поэтому репликат не вполне соответствовал методологической манере
«исследования случая». Работа не была опубликована и к 1945 г. интерес к
подобного рода исследованиям угас
18
.
В конце XX в. «исследования случая» обрели новую жизнь. То, что
имеется в виду под «исследованиями случая», зависит от понимания
традиционных количественных методов. Например, А. Лиджфарт полагает,
что «исследование случая» существенно отличается от исследования многих
«случаев» последний методологический подход обозначается как
компаративный
19
. Дж. Митчелл определяет «исследо
17
Hagood М. Statistics for sociologists. New York: Henry Helt, 1941.
18
Platt J. «Casc study» in American methodological thought // Current
Sociology. 1992. Vol. 40. No. 1. P. 31-32.
19
Lijphart A. Comparative politics and the comparative method // The
American political science review. 1971. Vol. 65. No. 3. P. 682693.
19
2*
|