контингента на две группы не так просто, как это кажется. Каждый объект
должен иметь одинаковую вероятность попасть в экспериментальную и
контрольную группы, поэтому рекомендуется осуществлять отбор с
помощью таблицы случайных чисел либо жребия.
Для определения эффекта, производимого экспериментальной
переменной, осуществляются несколько замеров и в той, и в другой группах.
Предварительный замер
претест
производится до того, как
экспериментальная группа подвергнется воздействию изучаемой
переменной. При этом различия между значениями зависимой переменной в
контрольной и экспериментальной группах должны быть минимальными.
После того как экспериментальная группа подверглась воздействию
определенного стимула, осуществляются замеры в обеих группах. Если
значение зависимой переменной в экспериментальной группе статистически
значимо отличается от значения претеста и превышает (статистически
значимо) значение претеста в контрольной группе, делается вывод (с
указанием вероятности случайной ошибки), что переменная-стимул связана
с переменной-реакцией. Таким образом, гипотеза принимается (как
неопровергнутая, а не как подтвержденная) или опровергается.
Пример экспериментальной проверки гипотезы исследование
влияния мнения учителей об интеллектуальном развитии учеников на
интеллектуальное развитие учеников. Исследование проведено Р.
Розенталем и Л. Джейкобсом¹. Экспериментаторы предположили, что
ученики, способности которых оцениваются учителями более высоко,
действительно обнаруживают большие успехи. Гипотеза проверялась на
материале обследования учеников средней школы в районе, где жили
преимущественно бедные. Все ученики прошли тестирование по уровню
интеллектуальности (использовалась невербальная техника тестирования).
Затем с результатами тестирования ознакомили учителей: им сообщили
имена детей, обнаруживших большие способности. На самом деле имена
«вундеркиндов» были выбраны случайным порядком. Таким образом,
экспериментальная группа состояла из «ожидаемых» вундеркиндов, а
остальные дети составляли группу контрольную. Ожидания учителей являли
собой экспериментальную переменную, а интеллектуальное развитие детей
зависимую переменную. Через год тест был повторен и обнаружились
значимые различия: развитие детей экспериментальной группы было выше,
чем в контрольной.
Несмотря на внешнюю убедительность, эксперимент не доказывает, что
интеллектуальное развитие детей обусловлено именно «эффек
1
Rosenthal R., Jacobs L. Pygmalion in the classroom. New York: Holt,
Rinehart & Winston, 1968.
193
13-365
|