Первый элемент вспомогательного аппарата
примечания.
Примечания это дополнительные разъяснения, справки, комментарии по
поводу фрагментов основного текста, вынесенные вовне. По замыслу они
имеют второстепенный характер и обычно набираются петитом. Примечания
могут быть подстрочными и затекстовыми. В первом случае удобно
отмечать их «звездочками», во втором цифрами. Бывает, что примечания
занимают больше места, чем основной текст. Весь § 86 главы «Бытие»,
раздел А «Качество» «Энциклопедии философских наук» Гегеля состоит из
одного предложения: «Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно
и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая
непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь
опосредованным и определенным». Затем на нескольких страницах
излагаются примечания и прибавления. Такое может себе позволить только
Гегель.
Иногда примечания являют собой самостоятельные произведения,
выполненные по поводу какой-либо темы, затронутой в основном тексте.
Примечания к трудам Э. Ренана, М. Вебера, В. Зомбарта, О. Шпенглера с
полным основанием можно назвать грандиозными. Вообще немецкая
интеллектуальная традиция в полной мере явила себя в примечаниях.
Необходимость в пространных примечаниях возникает чаще всего при
издании классических сочинений, требующих подробного
текстологического анализа и толкования. В этом случае примечания
превращаются в комментарии метатексты
4
. Культура комментирования
коренится в толковании священных текстов. Литературный корпус Талмуда
и христианская экзегетическая мысль основаны на комментировании Торы и
новозаветных источников. Воспроизводство философских идей также
невозможно без комментирования. Эталонными являются, например,
комментарии А.Ф. Лосева к сочинениям Платона и Плотина.
В современной социологической литературе, превратившейся отчасти в
легкий жанр, традиции комментирования во многом утрачены. На первый
взгляд кажется, будто примечания и комментарии затрудняют восприятие
произведения, нарушают его композицию. На самом деле они создают
«концентрическую» организацию текста, где можно приближаться к центру
извне, а можно и идти от центра к периферии. Кроме того, тяжелые,
громоздкие примечания оберегают серьезную
4
Зимина Л.В. Комментирование художественных текстов:
методологические аспекты: Автореф. дисс. на соиск. ученой степ. канд.
филол. наук. М.: Московский полиграфический институт, 1992.
236
|