В19б7г.на собрании Американской социологической ассоциации Пауль
Лазарсфельд делал доклад по методам измерения и остановился на мнимых
тривиальностях, в которых часто упрекают социологическую науку.
Известно, что солдаты с более высоким уровнем образования проявляли во
время войны больше психоневротических симптомов, чем их менее
образованные товарищи психическая нестабильность интеллектуала не
требует особых доказательств. Южане лучше переносят жаркий климат
южных морей, чем северяне это просто трюизм. Рядовые-белые больше
стремятся стать унтер-офицерами, чем рядовыенегры отсутствие у негров
честолюбия вошло в поговорку. Во время войны солдаты сильнее
стремились вернуться домой, чем после капитуляции Германии, нельзя
винить людей зато, что они не хотят быть убитыми. Самюэль Стауффер
потратил для получения этих выводов много сил и энергии. Не лучше ли
принимать их без доказательств и сразу переходить к более глубокому
уровню анализа?
Нa самом деле каждое из этих утверждений прямо противоположно
тому, что было обнаружено в действительности. Солдаты с низким уровнем
образования более невротичны, чем их более образованные товарищи;
южане не обнаружили по сравнению с северянами большей адаптации к
тропическому климату; негры больше стремились к повышению в
должности, чем белые¹. Действительно, суждения здравого смысла часто
оказываются ошибочными, но значит ли это, что социологическая
методология ставит социолога над миром повседневности?
Социология представляет собой профессиональный взгляд на мир
человеческих отношений, в котором социологи занимают те же места и
играют те же роли, что и все люди. Их знания, даже самые обширные, не
дают им права учить жить других людей, равно как не создают и
преимуществ в выборе личной судьбы. Профессиональное отношение
социологов к миру заключается в том, что они обязаны добывать знание в
соответствии с интеллектуальными, техническими и этическими нормами.
Методология выполняет в науке примерно такую же роль, как грамматика в
языке, культовое действие в религии или процессуальный кодекс в
доказывании вины. Если не соблюдены методологические нормы научного
исследования, вывод не может считаться дисциплинарно корректным.
Социолог не имеет права сказать: «Я так вижу». Он обязан аргументировать
свою идею. При этом ясно, что осведомленность в грамматике недостаточна
для того, чтобы быть поэтом, знаток литургии может быть равнодушен к
вере, а искушенность в процессуальных тонкостях обнаруживают не только
справедливые судьи. Так и в социологии: кроме методологической техники,
социолог должен обладать призванием к своему ремеслу. Эти требования не
всегда удается совместить, и, бывает, призвание хочет вырваться из-под
диктата методологических норм и творить свободно. Основная идея
«Лекции» заключается в том, что социологическое исследование должно
|