Тема исследования находит выражение в совокупности вопросов к
изучаемому фрагменту действительности. Речь идет не о тех вопросах,
которые социолог собирается задать респондентам, а о вопросах
исследовательских. Поэтому, когда социологи задают многим людям
вопросы, а потом подсчитывают «голоса», социологическое исследование
еще не начиналось. Просто идет сбор сведений. Исследовательские вопросы
это гипотезы, построенные на основе сформулированных научных
проблем. Как влияет социальный статус родителей на социальное положение
детей? Чем обусловлена дифференциация уровня самоубийств в
европейских и азиатских странах? Кто из преподавателей социологии имеет
большие шансы на успешную карьеру: тот, кто часто меняет места работы,
или «сидящий» долгие годы на одной кафедре? Ответ на эти вопросы
должен дать не респондент, а исследователь.
Некоторые исследовательские вопросы могут быть адресованы
непосредственно респонденту. Это бывает в тех случаях, когда речь идет об
элементарных признаках. Чаще всего исследовательский вопрос требует
перевода на язык респондента. Например, для сбора данных по поводу
исследовательского вопроса «Почему в Южной Германии сравнительно
мало людей покупают телевизоры?» Институт демоскопии в Алленсбахе
применяет 70 анкетных вопросов³.
2. Язык переменных
Социология и язык повседневности. Как возможно понимание
социального действия? Рациональное смыслополагание. Переменные
как средство упорядочения и классификации. Бинарная форма
переменных. Генерализация. «Мировое пространство»
социологического исследования. Ковариация переменных. «Третий»
фактор и примеры двойного влияния.
Каждый человек с большей или меньшей степенью уверенности может
судить о себе самом, о других людях, об обществе, в котором он живет, и
вещах, которые его окружают. На вопрос «Кто ты?» чаще всего отвечают,
называя профессию. Возраст, пол, образование, богатство, семейное
положение, национальность значимые «измерения» или признаки, с
помощью которых мы идентифицируем и различаем других людей.
«Тоталитарное», «демократическое», «разви
3
Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Пер. с
нем. М.И. Зайцевой, Л.Н. Крючковой; Общ. ред. и вступ. ст. Н.С. Мансурова.
М.: АваЭстра, 1993. С. 56.
36
|