национальность к «пятому пункту». Все, что не укладывается в рамки
измерения, считается несущественным. Здесь действуют мощные культурно-
эпистемические стандарты, институционализированные образцы действия,
принуждающие «акторов», в том числе социологов, объективировать формы
знания. В феноменологической критике этот процесс называют
реификацией.
Нетрудно показать, что операциональная переменная «Сколько вам
лет?» не исчерпывает «возраста» многие люди задерживаются в возрасте
недоросля до 50 лет и более; что диплом о высшем образовании вовсе не
означает умения писать без грамматических ошибок, а многие евреи при
ближайшем рассмотрении оказываются русскими.
Измерения представляют собой результат абстрагирования от
многообразного содержания социологических категорий, но у них есть одно
важное преимущество ясность и отчетливость, без которых невозможны
объективные суждения о действительности.
В результате подгонки концепта под измерительный инструментарий
операциональные определения приобретают видимость постоянства и
универсальности. Предполагается, что при одних и тех же условиях
применение операции даст близкие значения. На самом деле обеспечить
постоянство условий можно лишь в лаборатории, а при массовых
социологических обследованиях волей-неволей приходится приписывать
операциональным определениям несвойственные им универсальность и
воспроизводимость.
Второй тип диагностической процедуры предполагает сохранение
дистанции между операциональными определениями и «истинными»
концептуальными характеристиками объекта. В данном случае наблюдения
и операции интерпретируются как симптомы латентного свойства,
обнаруживающего себя и иным образом. Изменение цвета лакмусовой
бумажки означает наличие щелочи в растворе; скорость оседания
эритроцитов симптом воспалительного процесса; количество публикаций
показатель продуктивности ученого. Все эти соотношения имеют
вероятностный характер, и даже в том случае, когда симптом позволяет
практически безошибочно предсказать значение латентного признака,
элементы этого бинарного отношения сохраняют свою автономность и
концепт не редуцируется к операции.
После проведения замеров результат интерпретируется не в
операциональных, а в концептуальных терминах. Симптом сам по себе не
имеет значения. Температура больного обретает смысл только в контексте
диагноза, сопряженного с повышением или понижением температуры.
Аттестат профессора релевантен только в контексте концептуальной
переменной, которая обозначается как «квалифика-
47
|