Второй вход в пространство концептуальных переменных выглядит
вполне апостериорным, хотя внутри него прячется априорная конструкция.
В данном случае исследователь изобретает новую переменную и вводит ее в
концептуальный аппарат науки. Поскольку готовыми измерительными
процедурами он не располагает, континуумы выводятся из наблюдаемых
событий. Априорная форма принимает здесь вид «смутного образа»
(imagery), как назвал эту исходную концептуализацию П. Лазарсфельд.
«Смутный образ» это измерение, которое могло бы принять в себя
наблюдаемый факт и упорядочить его в континууме возможных состояний
тогда факт превратится в значение переменной. А до этого он подлежит
пристальному рассматриванию.
Предположим, мы наблюдаем за посетителями музея. Люди проходят
по залу. Вероятно, все они интересуются живописью, но нам, наблюдателям,
не дано знать подлинные мотивы их действий, и поэтому мы вынуждены
догадываться о них. Мы замечаем, что некоторые из посетителей подолгу
стоят перед полотнами, другие меньше смотрят на картины, чем друг на
друга, а третьи неизвестно, что делают. В этом «смутном образе» поведения
людей в музее сначала чуть заметно, а потом отчетливее проступают линии
переменных. «Человек долго смотрит на знаменитую картину «Грачи
прилетели»» установлен факт, который может превратиться в значение
переменной. Первый шаг сделан. А за ним следует второй шаг создать
континуум, т. е. организовать рядоположенные значения. Мы уже
отвлеклись от почитателя А.К. Саврасова. Строится континуум,
упорядочивающий возможные значения переменной в виде шкалы: «смотрит
долго / смотрит недолго / совсем не смотрит на шедевр реалистической
живописи». Исследователя могут интересовать вопросы: кто, на что смотрит,
с какой целью, в чьем присутствии и т. п. Значения переменной вовсе не
обязательно должны быть упорядочены по интенсивности. Если бы мы
регистрировали национальность посетителей, азербайджанец стоял бы
впереди русского только благодаря алфавиту. Но в данном случае
получилась шкала интенсивности и мы должны выполнить третий шаг
подобрать по возможности точное наименование переменной. Осторожный
исследователь предпочтет оперировать «временем, которое посетитель
тратит на рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и,
может быть, усложнит себе задачу, попытаясь хронометрировать поведение
посетителя. Неосторожный исследователь сразу начнет мыслить категорией
«интерес к живописи», не подозревая, что теряет какуюто «релевантность».
Мастерство методолога проявляется изначально в том, что он видит
событие как точку на континууме переменной и пытается сформировать
64
|